Перевал Дятлова. Базовые данные Трагедии

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Манси 3 (связь с Трагедией)

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

....стартовое из  источников

От Янежа:
Манси 2

Манси

Отредактировано Саша КАН (20-03-2018 08:32)

2

От  Кизилова

Атманаки Георгий Владимирович, мастер Первоуральского новотрубного завода, член туристской группы Карелина В.Г., участник поисков, сообщил на допросе (листы 209-220 УД):

"На следующий день (13 февраля) за несколько часов мы пришли к Бахтиярову и заночевали у него в юрте. Из разговоров узнали, что этой зимой через его стойбище прошли группы пединститута (Свердловск) на север к Тошемке, ростовчане на р. Вижай, и шли какие-то туманные разговоры о какой-то группе, которая долго бродила и вернулась туда, откуда вышла".

http://samlib.ru/k/kizilow_g_i/150308-1.shtml#metka1

3

Манси на поисках
http://s6.uploads.ru/t/gbzC5.jpg

Отредактировано ЯНЕЖ (23-06-2017 08:20)

4

http://s8.uploads.ru/t/615Ny.jpg

5

http://s5.uploads.ru/t/FRxLS.jpg

Отредактировано ЯНЕЖ (30-06-2017 22:21)

6

http://sd.uploads.ru/t/smjXV.jpg
https://fotki.yandex.ru/next/users/m-pi … 222?page=0
http://s9.uploads.ru/t/VW1Nd.jpg
https://ok.ru/profile/408925866934/albu … _OverTitle

Отредактировано ЯНЕЖ (01-07-2017 23:48)

7

Про все походы до января-59

    12 февраля 1959 года ГК (группа Карелина) впервые встретилась с манси

Свернутый текст

Вдруг видим на лыжне стоит человек на лыжах. За плечами ружье. Слезаем с деревьев и подходим к нему. Перед нами стоял молодой манси. На нем была верхняя одежда из шинельного сукна с капюшоном, откинутым за спину. Брюки, широкие до бедер, ниже колен были узкие, прямо в обтяжку. Брюки заправлялись в кожаные унты прямо с носками. Подпоясан он был ремнем без пряжки. Круглая голова увенчана копной длинных черных волос. В глазах его, чуть вытянутых с углов и круглых в середине, не было ни тени удивления. Наоборот в них мы видели огромное  чувство собственного достоинства и уверенности в себе.
Начинаем разговор.
   - Здравствуйте! -
   - Паче рума (здравствуй друг) -
   - Что это впереди? -
   - Чизуп -
   - А внизу? -
   - Лагунья -
   - Откуда идешь и куда? -
   - Оттуда и туда. Охота был -
   - Где живешь? -
   - Бахтияров юрта. Там -
   Немногословный манси неопределенно махнул рукой.
   - Где юрта? -
   - Вапсос. Иди тропа. Придешь теплый юрта. Сапсем близкий
....Вот и шалаш. Около шалаша стоит упряжка оленей. На нартах сидит молодая мансийка. Подъезжаем к ней и пытаемся с ней начать разговаривать. Она молчит. Борис достает из кармана кусок сахара и протягивает его ей. Она сначала стесняется, потом быстрым движением хватает его и тотчас же отправляет в рот. Мансийка одета в такое же верхнее белье из [36] шинельного сукна, название которого мы так и не узнали и из-под которого выглядывало у неё цветастое платье. Кроме того, на ней были штаны типа казацких. На голове у нее был яркий платок.
  ...Один из них был уже нам знаком, а второй был значительно старше. Это был Александр Прокопьевич Бахтияров. Лицо его было покрыто крупными морщинами и имело какое-то лукавое выражение. Волосы [на] его голове были заплетены в косу, на конце которой был узел
  ... До их юрты было около двадцати километров. Договорились с Александром Прокопьевичем, что мы завтра придем к нему в юрту.
   ...

13 февраля

Свернутый текст


   ...Около обеда приходим к юрте Александра Прокопьевича.
   В небольшой долине стоит две избы, в которых живет две семьи. Избы высокие, рубленые крестом. Навстречу нам вышло на [38] улицу все население изб. Дома только женщины и дети. Приглашают нас войти в юрту.
    Юрта состоит из двух комнат и сеней. Юрта не имеет потолка. На стенах крепятся стропила. На них укладывается обрешетка, которая плотно укрывается берестой. А сверху друг к другу кладутся обтесанные с одной стороны сосновые плахи. Вот и вся крыша. Первая комната большая. В левом ближнем углу стоит чувал - печка. Чувал - это печка с почти нулевым коэффициентом полезного действия. Чувал, как костер, чуть греет лишь тогда, когда в нем горят дрова. Стоит дровам прогореть, как чувал начинает отбирать тепло из юрты. Представляет собою чувал подобие дерева с дуплом. Он так и готовится. Берется дерево с дуплом. Оно обмазывается глиной снаружи. Затем это обмазанное дерево устанавливается в юрте и древесина выжигается. Остается глиняный ствол, выходящий через крышу и имеющий отверстие внизу. Дрова в чувале ставятся вертикально к задней стенке и там сгорают. Внизу на угли ставятся таганы, в которых варится обед. При наличии таких чувалов в юрте бывает тепло до тех пор, пока горят в чувале дрова.
   В левом дальнем углу стоит низенький стол, а около него две скамейки. Вдоль правой стены тянутся нары, закрытые шкурами и еще какими-то теплыми вещами. У задней стены справа идут двойные нары. В правом ближнем углу есть шкафчик с посудой. На передней стене рядом с дверью висит умывальник, а рядом [39] часы-ходики. Вся передняя стена обклеена обертками от чая, фольгой, вырезками из газет, книг и журналов. На всю комнату есть одно маленькое оконце. В качестве вешалок и крючков всюду применяются отростки оленьих рогов.
   Вторая комната, значительно меньшая, имеет также одно оконце. В комнате стоит стол, справа возвышается большой ящик, доверху набитый шкурами. Рядом стоит маленький ящичек, с боеприпасами. Комната обогревается печкой - "буржуйкой".
   ... В 1936 году в поселке Тошемка в устье реки Северная Тошемка был создан национальный Мансийский совет. В селе были школа-интернат, ветпункт, магазин, кооперация, почта. В 1938 году Совет был переведен в Бурмантово. В 1940 году группа манси показывала свою художественную самодеятельность в Ивделе, а затем на областном смотре в Свердловске. Среди манси сейчас идет движение за оселение. Однако и до сих пор по тайге еще разбросаны юрты отдельных семей. Сознание просыпается медленно.
   Среди манси есть и передовые люди, борющиеся за лучшую жизнь своего народа с пережитками прошлого, с шаманами, которые еще и до сих пор встречаются в тайге. По всей округе знают [40] Степана Николаевича Курикова, который в 1947 году был избран депутатом Свердловского Областного совета депутатов трудящихся. Нам пришлось немного позднее повстречаться с ним. Он рассказал, как он сам медленно принимал цивилизацию. Когда он в первый раз проехал на поезде до Свердловска, то так был перепуган "масинкой с дымом", что из Свердловска в Ивдель ушел пешком.
    Пережитки прошлого до сих пор сохранились в быту манси. До сих пор манси поклоняются своим языческим богам. До сих пор мужчины носят длинные волосы, заплетенные в косу. До сих пор женщина считается низшим существом. А девушка. Не родившая еще ни одного ребенка, не имеет права сидеть в комнате, кроме как во время обеда. Она должна все время работать, а в свободное время сидеть у порога. Эту картину мы наблюдаем и в юрте Бахтиярова.
    Пережитки прошлого до сих пор сохранились в быту манси. До сих пор манси поклоняются своим языческим богам. До сих пор мужчины носят длинные волосы, заплетенные в косу. До сих пор женщина считается низшим существом. А девушка. Не родившая еще ни одного ребенка, не имеет права сидеть в комнате, кроме как во время обеда. Она должна все время работать, а в свободное время сидеть у порога. Эту картину мы наблюдаем и в юрте Бахтиярова.
   ... Ночью мы познакомились с весьма оригинальной особенностью юрты. Она состояла в изумительно быстром падении температуры в юрте после окончания горения дров в чувале. Никакие охотничьи избушки не идут в сравнение с юртой. Пришлось нам и в юрте организовать ночное дежурство у "буржуйки". А манси же в это время спали от мала до велика и в ус не дули, как будто в юрте и нет мороза.
   На утро сфотографировались с манси, поблагодарили их за приют и пошли снова в тайгу. Теперь наш путь лежит в верховья реки Вижай, к вершинам Ойка-Чакура и Ялпинг-Ньера (Молебный [43] камень).
   Наш груз после юрты манси немного увеличился. Многие приобрели нярги - теплые домашние туфли из оленьей кожи. А Георгий несет красивые оленьи рога.
   Молодой манси прошел с нами два километра и вывел, как он сказал на "торную" тропу. По этой тропе летом два-три раза в год проезжают манси на оленях. Зимой же в верховья Большой Тошемки и Вижай вообще никто не ходит. Зимой эта тропа ничем не отличается от пути напрямик по тайге, кроме ниточки затесок. Через каждые 20-30 метров на деревьях сделаны затесы. Затески очень старые.
   Прощаемся с манси и в путь

Найти кадры с юртой и персонажами

http://sd.uploads.ru/t/HOsCU.jpg

(Пупы-унлы-я.) Малая Тошемка. Юрта Бахтияровых, построена в 1962 году.  Оща-лэйп-павыл, так называлась это место. (ручей ящерицы). Видна юрта и лабаз (сумьях). Еще раньше на этом месте стоял чум Александра Прокопьевича Бахтиярова.   В.Андросов.


Манси 2

  Из протокола допроса : Атманаки Георгий Владимирович от 7-8 апреля 1959 г.

...У подножия встретили манси (кого-то из рода Бахтияровых), разговор не получился, потому что он почти не говорил по русски, а из нас никто не был силен на их наречии. Удалось выяснить, что мы стоим на р. Лоханте (?), т.е. мы немного не дошли по Тошемке и потому массив Чистопа оказался от нас на западе. Юрта Бахтиярова была южнее нас в 20 км. Пошли назад и по дороге встретили семью Бахтияровых (Алексея Прокопьевича, его сына и дочь) здесь же был и его (дальний?) родственник. От них мы уже более членораздельно узнали о нашем местопребывании
Лист 211
Бахтяров сказал, что от его зимовья в сторону Ойко-Чакура ведет тропа и что за два дня туда можно пройти при хорошем ходе. В 5 часов вечера вернулись в лагерь, решено было назавтра идти к юрте Бахтиярова и оттуда идти к вершинам Ойко-Чакура и Молебного.
На следующий день (13 февраля) за несколько часов мы пришли к Бахтиярову и заночевали у него в юрте. Из разговоров узнали, что этой зимой через его стойбище прошли группы пединститута (Свердловск) на север к Тошемке, ростовчане на р. Вижай и шли какие-то туманные разговоры о какой-то группе, которая долго бродила и вернулась туда, откуда вышла. Провести нас к вершине Бахтияров отказался, мотивируя это тем, что предстоит длинный путь, глубокий снег и т.д., но показать начало тропы обещал. Приняли нас относительно гостеприимно. На другой день сын Бахтиярова вывел нас на тропу и вернулся назад. Собственно никакой тропы не было, были засечки на деревьях, указывающие путь и нетронутый снег до 2-х метров глубиной. Никаких следов человека не было.

http://s9.uploads.ru/t/gZdy3.jpg
http://s7.uploads.ru/t/t1D3s.jpg

   Из протокола допроса Карелин Владислав Георгиевич от 15 апреля 1959

Свернутый текст

В связи с гибелью группы Дятлова следует рассказать о необычном небесном явлении, которое мы наблюдали в своем походе 17 февраля 1959 г. на водораздельных увалах рек Сев.Тошемки и Вижаем. Около 7.30 утра свердловского времени меня разбудил крик дежурных, готовивших завтрак: "Ребята! Смотрите, смотрите. Какое странное явление!».
Я выскочил из спального мешка и из палатки без ботинок в одних шерстяных носках и, стоя на ветках, увидел большое светлое пятно. Оно разрасталось. В центре его появилась маленькая звезда, которая также начала увеличиваться. Все это пятно двигалось с северо-востока на юго-запад и падало на землю. Затем оно скрылось за увалом и лесом, оставив на небосклоне светлую полосу. Это явление произвело на разных людей различное впечатление: Атманаки утверждал, что ему показалось, что сейчас замля взорвется от столкновения с какой-то планетой; Шевкунову это явление показалось "не так уж страшным", на меня оно не произвело особенного впечатления, - падение крупного метеорита и ничего больше. Все это явление происходило чуть больше минуты.
На поиски группы Дятлова наша группа приехала из Серова, куда мы приехали, возвращаясь из своего похода. В Серове о беде мы узнали в столовой от случайного посетителя, который спросил нас: "Не из УПИ ли мы». Он сообщил нам, что потерялась какая-то группа туристов УПИ.

Отредактировано ЯНЕЖ (07-09-2017 22:55)

8

ЯНЕЖ написал(а):

Многих из рода Бахтияровых допросил  мл. советник юстиции Темпалов  в начале марта-59 в своем кабинете.... Вставить скриншот с фильма

  Да, согласно УД допрос проводил Темпалов,хотя  точность воспроизводства событий в одном из лучших фильмов  грубо нарушена
http://s1.uploads.ru/t/uvr0A.jpg на Темпалова не похож следак.

9

Манси Бахтияров Петр Григорьевич распространяет слух о том, что видел ,

как туристы падали с горы и рассказывал об этом другим манси еще 17 февраля 1959 года

Секретно
http://s8.uploads.ru/t/aI1qN.jpghttp://s0.uploads.ru/t/0btVT.jpg

10

Шаравин  http://samlib.ru/editors/p/piskarewa_m_l/sharavin.shtml

...Записку Масленникова с вымпелом мы получили 24-го февраля во время от 12 до 14 часов. Нам предписывалось идти в долину р.Ауспия, т.к. ранее в низовьях Ауспии манси нашли одну из ночевок гр. Дятлова.

11

http://s5.uploads.ru/t/7LrxI.jpg

12

http://sg.uploads.ru/t/GFj8o.jpg
http://sg.uploads.ru/t/HQx2Z.jpg

13

С kvnhttp://s8.uploads.ru/t/nq0wH.jpg не поспоришь...

http://pereval1959.forum24.ru/?1-15-0-00000291-000-0-0
Так что охотилась бригада манси вот в этом районе

Свернутый текст

- Но с этими мансями есть вопрос:

Шешкин Константин Ефимович: "Свидетель показал Примерно в десятых числах февраля 1959 года мы, ?? и двое Анямовых ходили на охоту по р. Лозьва. Охотились мы не доходя уральских гор примерно 15 км. На охоте видели следы туристов на узких лыжах, которые шли по р. Лозьва".

Свернутый текст

- Это "примерно 15 км" Константина Шешкина (он же - Цескин Константин, манси, 26 лет от роду) не согласуются с показаниями Анямовых - Николая (23 года) и Андрея (58 лет).
А так-то, от устья речки Ауспии (да, для Андрея Анямова Ауспия - речка) до уральских гор рукой подать:
http://sa.uploads.ru/t/c0srO.png

Анямов Андрей:
" Следы я видел по р. Лозьва выше речки Ауспии 1,5 – 2 км. Следы шли на р. Ауспию, а далее на Урал-горы. Когда я видел следы точно числа не помню, но около или в конце января или в начале февраля 1959 г. Следы были заметены на чистом месте, а где лес слегка припорошены снегом. Я ходил на лыжах, вместе со мною еще были три человека Анямов Андрей (тоже) Алексеевич, мой племянник, Анямов Николай Павлович – тоже мой племянник, Цескин Константин манси".

Анямов Николай:
"В начале февраля 1959 г. мы, т.е. я, Анямов Андрей, и еще Анямов тоже Андрей ездили на охоту. Охотились мы 9 дней в лесу на охоте увидели следы узких лыж, которые были занесены снегом см. на 15. а в лесу меньше. Мы подумали что какая то экспедиция пошла в горы. Следы видели по р. Ауспии в 10-х числах февраля 1959 года".

- Так что охотилась бригада манси вот в этом районе: http://sa.uploads.ru/t/vpSDJ.png

Трудно не заметить, поскольку на дальнюю охотУ, как правило, ездят

Свернутый текст

Заметили, что Николай Анямов употребляет слово ездили. На оленьей упряжке надоть полагать.
А Андрей Анямов - говорит про возможные даты: в конце января

- Трудно не заметить, поскольку на дальнюю охотУ, как правило, ездят - "на оленьей упряжке надоть полагать", а на охотЕ, как закон - ходят, зимой - на лыжах.
...
-   :mad:   Дословно: "Когда я видел следы точно числа не помню, но около или в конце января или в начале февраля 1959 г." - Старому неграмотному манси, отвечающему на вопросы через переводчика, в ус не вперлись какие-то числа/месяцы Григорианского календаря - он жизнь сезонами меряет.

... вот она, база-то

Свернутый текст

Т.о., лыжня, по которой шел охотник-манси, а за ним и дятловцы, путиком не была. Охотник шел к охотничьим угодьям а не по охотничьим угодьям.


- На этом снимке с лыжней - однозначно. Туристы только что в угодья ступили - вот она, база-то: http://s3.uploads.ru/t/yX2Ae.jpg

... идет в направлении того района, где предстоит встать на путик

Свернутый текст

Без собаки? Просто гуляет, тропит дятловцам лыжню или таки охотится, силки/ловушки проверяет?


- Здесь - просто идет в направлении того района, где предстоит встать на путик и обходить капканы/ловушки.
Здесь зверя нет, это даже собака знает: 

Свернутый текст

http://s4.uploads.ru/t/kxbhy.jpg  http://sh.uploads.ru/t/BnODl.jpg
Ну, скажем так: в направлении на границу леса.
Если местообитанием соболя является темнохвойная тайга с наличием кедра, то для куницы типичная зона - границы коренного смешанного леса, переходящие в редколесье, верховья малых речек и ручьев, приболотные низменности и проч. пустоши. В эту пору интерес в предгорьях у манси один - пушнина. 

...- По Лозьве в 15 км от Хребта - лось, скорее всего. Поскольку втроём на путике делать нечего - он у каждого свой. Но, с другой стороны, там - где Вы харьюзка удили - тайга, соболь должен быть, да вот беда - как туда в глухозимье добраться?:
http://s3.uploads.ru/t/FuimJ.png

Лабаз для временного хранения мяса. В нем хранилось мясо, до тех пор, пока его невывезут.  Андросов.

   Выйти на лабаз манси ГД могла только при условии хода по их лыжне , что и писано в дневнике.
Манси
На кадре видно, что к лабазу приставлено бревно с зарубками-ступеньками,засыпанными снегом :
- ребята группа  не лазили осматривать лабаз
- ребята ГД еще не рассматривали лабаз , слазив по приставной "лестнице"
- бревно должно быть в стороне,дабы по нему не забрался зверь
-...

Кстати, Шешкин Константин Ефимович  собственной персоной Манси

К.Шешкин действительно охотился в конце января - середине февраля вместе с Анямовыми. об этом он говорит в протоколе допроса . И на фото помимо катпосов Анямовых имеется вверху отличный от фамилии Анямовых знак. Я предположила. что это катпос Шешкина. Но хотелось бы точного подтвержденияот самого деда Кости.

https://fotki.yandex.ru/next/users/alex … 055?page=0
В отношении охотничьих угодий Шешкиных в середине 60-х - они располагались неподалёку от Лямьи, по соседству с Хандыбиными, с которыми тогда у них были тесные взаимоосвязи по жеснкой линии.
Манси

Свернутый текст

Добрый день, Мария! Простите, но Константин Ефимович никогда не жил в Полуночном. В последнее время (лет этак 20) семья жила в пос. Бурмантово, и лишь после нашего последнего посещения был отправлен в больницу для престарелых в Североуральск. Но мой партнёр, бывший директор краеведческого музея ныне покойная Светлана Ивановна Литосова (дай бог спокойствия!) не смогла его найти там. Пытались помочь мне в этом и в Краснотуринске, но так всё ничем и не закончилось. Мы много потеряли от этого, хотя деда Костя разговаривать не любил, впрочем, как и все мансийцы.
В отношении катпоса и тамги, вы немного путаете одно с другим. Тамга - исключительно родовой знак, а катпос только мужской знак. То, что вы собрали у себя - лишь охотничьи знаки доблести мансийцев после удачной охоты. У нас тоже есть такие, но есть многие нечитаемые нами знаки. Тоже нечто охотничьих знаков-помощников, но не катпосы, не знаки добытого зверя, и уж тем более не тамги.
В отношении охотничьих угодий Шешкиных в середине 60-х - они располагались неподалёку от Лямьи, по соседству с Хандыбиными, с которыми тогда у них были тесные взаимоосвязи по жеснкой линии.


Манси

Отредактировано ЯНЕЖ (11-05-2018 11:38)

14

Шешкин Константин Ефимович 
   Возможно ,косвенный свидетель трагедии на Перевале.
   Теоретически можно предрположить - по его следу и других охотников шла ГД и лабаз-59 ему знаком.
   В последствии , в первой декаде февраля группой охотников он уже наблюдал следы погибшей группы.
   Т.к. в те времена охотничьи угодья имели определенное "распределение" (они готовились загодя о чем ведал kvn) сильно посторонних там в лице тех же манси быть не должно, ввиду больших территорий и малочисленности народности).

Отредактировано ЯНЕЖ (12-05-2018 09:48)