habar написал(а):31-го группа шла по лыжне охотника, т.е в западном направлении в сторону перевала.
(если допустить, что это был не охотник-манси... вроде никто из тамошних аборигенов не признавался, что охотился с оленями в районе Холот Сяхыл в конце января?)
ну давай пройдемся по тексту))))
Дятлов написал(а):30 января 1959 г.
Дневник пишется в пути, на морозе, на ходу.
Сегодня третья холодная ночевка на берегу Ауспии. Начинаем втягиваться. Печка – великое дело. Некоторые (Тибо и Кривонищенко) думают сконструировать паровое отопление в палатке. Полог-подвешенные простыни вполне оправдывают. Подъем в 8-30. После завтрака идем по реке Ауспии, но опять эти наледи не дают нам продвигаться вперед. Пошли берегом по санно-оленей тропе. В средине пути встретили стоянку Манси. Да, Манси, Манси, Манси. Это слово встречается в нашем разговоре все больше и больше. Манси - народ севера. Малонациональный Ханты-Мансийский н-р. с центром Салихарда - 8 тысяч человек. Очень интересный и своеобразный народ, населяющий Северный Заулярный Урал, ближе к Тюменской области. У них есть письменность, свой язык, и что характерно и особый интерес представляют лесные засечки и особые значки.
Данная запись несмотря на то что и была сделана 30 января, но целиком и полностью отражает существо дня 29 января. Третья ночевка лишь предполагается, то есть речь идет о уже пройденном пути, то есть о переходе от второй стоянки и соответственно о второй ночевке. ........отражает характер пути, в том числе подразумевая санный след.
Дятлов написал(а):30 января 1959 г. По реке идти невозможно - не замерзла, а под снегом вода и наледь, тут же на лыжне, идем опять берегом. День клонится к вечеру, надо искать место для бивзака. Вот и остановка на ночлег.
день 30 января до третей стоянки проходит в пути берегом, в силу непроходимости по льду реки
Дятлов написал(а):31 января 1959 г.
Вышли относительно рано (около 10 утра). Идем по проторенному манси лыжному следу.
Речь идет о выходе с третьей стоянки.......... Вполне можем исходить из следующего. Игорь последовательно демонстрировал достаточно прагматичный подход к выбору пути прохождения маршрута. То есть движение всегда выбиралось в пользу наиболее неотягощенного пути. Где можно, - ехалось. Где было доступно хотя бы подвозились вещи. Где была возможность идти проторенной тропой, там и шли. К тому же он был хорошо информирован о манси, их быте обычаях, привычках......и мансийские нарты и лыжи и способ передвижения на них вполне себе представлял. Так что след лыжни манси от любого другого лыжного следа смог бы отличить без труда. К тому же он был информирован, в основном Пашиным, о схеме расположения мансийских троп. Это для Игоря уже стало привычным при хождении в районах проживания манси. Так что сомневаться, что линия следа была прочерчена именно манси не приходится. Более того манси ставили собственные вешки в знаковых поворотных точках своих основных путей, что то типа дорожного указателя. Один из них они сфоткали. Хотя для группы он скорее был актом сверки, правильности пути. У них же не было навигатора. А места новые.
Дятлов написал(а):31 января 1959 г.
(До сих пор мы шли по мансийской тропе, по которой не очень давно проехал на оленях охотник).
Фраза взята в скобки. Следовательно это пояснение к предыдущей фразе. Т.е. буквально означает, что весь путь с 41-го они шли по проторенной манси дороге(лыжне), которая не так давно была обновлена движением по ней одного единственного охотника-манси. Вааще Лозьва, в отрезке Вижай - устье ее правого притока - Ауспии, зимой представляет собой своеобразный зимник - "Бродвей". Пути расходятся в разные стороны под выбранное направление, только начиная с места входа Ауспии. В зимнее время охотники уходят восточнее, где можно встретить живность.
В этой фразе обращает на себя внимание:
Дятлов написал(а):31 января 1959 г.
... проехал на оленях охотник.
На северных оленях можно не просто ездить верхом. Их можно, как и лошадей, использовать в качестве вьючных животных. Корм (мох ягель) они копытят сами из-под снега, нет нужды запасать возить корма. Олени выносливые, легко переносят любые морозы. ....но Игорь использует единственное число в обозначении седока, и множественное число в отношении упряжи. Как известно одной задницей на двух оленей усесться сложно. Такое возможно если второй из оленей использовался как вьючное животное, либо олени были запряжены в нарты. На такой нарте обычно подвозили к месту охоты продукты и необходимые вещи, вывозили добычу. Грузоподъемность где то до 400 кг......узнать сколько человек находилось в санях, или на нескольких оленях, сложно, но Игорь однозначен: "охотник" в единственном числе. Такая определенность подвигает к мысли, что они видели либо непосредственно охотника (возможно издалека), либо его следы, которые можно интерпретировать только однозначным выводом.
Дятлов написал(а):31 января 1959 г.
Вчера мы встретили, видимо, его ночевку, олени дальше не пошли, сам охотник не пошел по зарубкам старой тропы, по его следу мы идем сейчас.
Этой фразой Игорь поясняет свою недвусмысленность в указывание охотника как одного-единственного человека. То есть часть пути он ехал на оленях, потом их оставил, сам встал на лыжи, и пошел далее на них. И по его следу они и идут на момент составления этой записи.
Дятлов написал(а):31 января 1959 г.
Сегодня была удивительно хорошая ночевка, тепло и сухо, несмотря на низкую температуру ( - 18° -24°). Идти сегодня особенно тяжело. След не видно, часто сбиваемся с него или идем ощупью. Таким образом проходим 1,5 - 2 км. в час.
В этой фразе Игоря интересует выделенное: "След не видно". То есть ребята двигались по следу охотника, до той поры пока этот след не перестал читаться. После чего пошли своей лыжней.
След манси теряется в зоне просеки северного направления. С учетом непроходимости по рекам из за не вставшего льда и наледи, вероятнее всего манси предпринял попытку обхода по северной просеке проходящей по возвышению западного склона Хребта Чарконур. К тому же это позволило ему оставить оленей вне проходной трассы, чтобы лишний раз не "светить" место их стоянки. ( данный участок Ауспии, в это время, не ходовой). Хотя западное направление его движения так же полностью исключать нельзя. Но, по моему, скорее всего он все же направлялся на север к Лозьве, чтобы оттуда уйти восточнее. ...типа там может быть добыча.....а вот возвращаясь к оленям, почти наверняка должен был наткнуться на следы недавно прошедшей группы.
PS/ Я как бы не знаток манси.....но двигаться одному в горный край, тем более в сильно заснеженные участки, к тому же характеризующиеся резкой критичной сменой погоды, да еще и в период не оформившегося зимника, крайне опрометчиво. Ведь средств связи - никаких. Единственный вариант, как то обезопасить себя, в таком случае, единственный, - привязываясь к вешкам, своим домашним четко обозначить место куда идешь, указав четкие сроки возвращения. Но при таком раскладе маршрут должен соблюдаться очень жестко, в том числе по срокам. То есть полюбасу манси-охотник шел туда, куда задумывалось по крайне выверенному сценарию. А на самой горе, как и внутри радиуса хребта, при оставленных оленях ему делать совершенно нечего.
Отредактировано Alsfex-3 (22-12-2019 02:31)
- Подпись автора
"Случайности не случайны!" (Чжуан-Цзы (мастер Угвей))...."Фактов не существует - есть только интерпретации. " Фридрих Ницше