Из дневниковых записей Г.Григорьева.Взято из статьи в Комсомольской правде.
Геннадий Григорьев
БЕСЕДА С ЯРОВЫМ
От авторов: Юрий Яровой - турист, журналист газеты «На смену». Единственный из представителей прессы, кому удалось побывать на перевале в самом начале поисков.
В лагерь Яровой был заброшен вместе с другими на поиски. Вернулся 3 марта. Вместе с Ивановым и 4 трупами на вертолете. Здесь были недовольны, что он вернулся, хотели, чтобы он был там.
- Ты что же, надо мораль.дух поддерживать, а ты вернулся, - сказал полковник Ортюков, встречая его.
Он там пробыл с 27 февраля по 3 марта с фотоаппаратом, хорошо по-туристски одет. Мне он кое-что рассказал. Во-первых, не советовал туда лететь, будто в моей одежде только замерзнуть, что и бойцов послали без шлемов и масок, что они там зябнут.
Нашли 3 трупа туристов института. Дятлов был полузадут и двое также. Зину нашла собака. И палатку нашли туристы. Тут же подошли манси. Они там ленятся работать. Кроме Степана Курикова никто не ходит на поиски и спят в палатке.
Когда ребята (поисковики, - Ред.) пришли, то они рвались, потому что надеялись спасти своих товарищей. Потом, когда увидели трупы, несколько приуныли. Но все-таки, видя, что многих продуктов нет, питали надежду, что остальные живы и торопились искать. Но потом, когда нашли лабаз с продуктами, все упали духом, настроение упало. И стали искать мертвых.
Палатка порвана и порезана ножом. Это видно потому, что разрыв не вдоль, как ребята могли, а наискось. Вопрос, почему они выскочили из палатки, разумеется, волнует всех. В лагере только об этом и говорят. Вот как вечером соберутся в палатке и только разговор об этом. Высказывают сотни различных предположений, но ни в одно никто не верит.
- Все убиты тем, что они ищут не живых, а мертвых, - сказал Яровой.
В лагере у участников очень плохое настроение. У них одно решение: бросить поиски и уехать отсюда. Студенты даже не подходили к трупам своих товарищей.
- Вам, так одному, без подготовки туда лететь не следует, - закончил свою беседу Яровой. - Может очень плохо кончиться для всех. При том там недружелюбно встречают не туристов, их считают обузой. Так и относятся к помощнику прокурора.
Мы с ним шли по тихой улице Ивделя. Яровой был счастлив, что он выбрался оттуда. Он даже не скрывал от меня этой радости, но сказать не мог. А мне все-таки после его рассказа и предупреждения туда хотелось попасть. Правда, сейчас ни трупов, ни палатки погибших там нет, но все-таки там я для рассказа увидел очень многое. Из его рассказа я все-таки узнал, хотя поверхностно, картину жизни и поисков у лагеря. У него есть записи, он мне ни одну не зачитал. Конечно, многое приберег для себя. Тоже, наверное, что-нибудь станет писать и сделает быстрее моего.
От авторов: Следует обратить внимание, что Юрий Яровой, который спустя семь лет выпустит книгу «Высшей категории трудности», где объяснил трагедию дятловцев буйством стихии, в данном случае такого предположения не высказывает.