Вечерний Отортен
Спасибо Александру Касу, собрала все данные по «Вечернему Отортену», подборку позаимствовала у него, выводы, как всегда сделаю свои.
Первым источником, отражённым в УД, и, в котором упоминается боевой листок «Вечерний Отортен», является радиограмма.
Ответ штаба поисков Масленникову, 4 марта 1959 года:
«……….
4. На трупах серого свитера нет, одежда вся порядке. Обнаружен сатирический листок «Вечерний Отортен», выпущенный группой Дятлова 1 февраля.»
Далее по-порядку.
Из интервью с Потяженко В.В.:
«- И.: Чтобы всё это увидеть - Вам нужно было как-то открыть палатку или это было видно?
- В.В.: А зачем, я вот так рядом там подошёл, она болтается и угол так, трепется, ну я голову засунул - просто, не туда, а поближе... Всё видно, солнце светило хорошо, я увидел. И смотрю, там был ещё листок лежит. Приклеенный. К стенке.
- И.: Это был именно боевой листок или это был план мероприятий?
- В.В.: Насколько я запомнил, там было написано: «Боевой листок». От руки. Я ещё почему запомнил - подумал, что, у нас в армии задание было, чтоб каждый день был боевой листок. А тут студенты пошли, целый месяц ходят-гуляют, и тоже боевой листок?
- И.: А по содержанию? Там были рисунки?
- В.В.: Нет, не было. Там было написано «Боевой листок». Дальше: «Вечерний Отортен». Ну, от руки написано. Видимо, писали на коленке или на тюфяке... карандашом. Там в одной букве по 5, по 6 дырок. Ну и единственное, что запомнил: «Что мы выполнили сегодня» или как там...«Выполнена задача» и «План, или задачи на завтрашний день». Ну, там уже идёт мелко так написано, уже издалека не увидишь.»
Из беседы НАВИГ(а) и Коротаева В.И.:
«НАВИГ: Кстати о лавине. Следствие анализировало возможный сход лавины?
КВИ: В палатку я сам залазил, вход стоял. Рюкзаки у них, фляжка спирта, деньги, часы, крупа рассыпана, даже вроде сыра, (корейка), но запомнилась мне газета, она висела в палатке, приколотая, «Вечерний Отортен» на ватмане, небольшого размера, как боевой листок. Они там смеялись друг над другом. Я с Аксельродом говорил, лавина прижала бы её. Я уж не говорю о китайском фонарике, судьба его не выяснена, кто подарил, я не видел этот фонарик в жизни. Не было никаких подозрений, что это лавина, Аксельрод высказал свое мнение, что это лавина, они испугались, ножом порезали.»
Из интервью Потяженко В.В.:
«- Что увидели в палатке?
- Порядка в палатке не было. Они видно раздевались по углам. Видны были вещи по кучкам, валялись мерзлые куски хлеба, кажется, была банка тушенки. У входа видел листок бумаги. Написано Боевой листок. Я удивился, прямо как у нас в армии - боевой листок названо.
- Как он был в палатке, прикреплен к стенке или валялся?
- Не помню точно. Мне кажется, он был как-то прикреплен к стенке палатки. То ли чаем, то ли слюной намочили - так и примерз.
- Рисунки в этом боевом листке были? Что там было написано? Расскажите подробно про этот листок.
- Рисунков не было. Что написано было, не читал. Запомнил, что было написано «Задачи на завтра». Писали карандашом. Видно, что писали в походных условиях. Карандаш кое-где прорвал бумагу. Почерк был такой, неровный. Как-будто на коленке писали.»
Из показаний Аксельрода М.А.:
(УД, Лист 325)
«В палатке, естественно, минусовая температура и нужно проявить слишком большую выдержку и самообладание, чтобы негнущимися руками в 25-30° градусный мороз писать, заполнять свои дневники. Единственно, на что хватило сил и юмора - это был выпуск «Вечернего Отортена». Именно вечернего, а не веселого, или чего-либо дневного или другого. Это труд их коллективных усилий, вместо того чтобы писать личные дневники. Лично мне буквы кажутся угловатыми, а почерк похожим на Золотаревский, но со значительными изменениями. На морозе это возможно. Кстати, из дневников явствует, что Золотарев любил рисовать и товарищ, судя по фотографиям, не без юмора.»
Из показаний Согрина С.Н.:
(УД, Лист 337)
«По всей вероятности, группа уже полностью расположилась на ночлег, все вещи были постелены, сгрудившись в кучу они сочиняли «Вечерний Отортен» около лампочки или фонарика. Затем улеглись спать. Дежурных в эту ночь не было, т.к. печка не топилась»
Из интервью Аксельрода М.А.:
«В дальнем углу палатки лежал дневник с датой последней записи—2 февраля 1959 года. То есть туристы только начинали маршрут. В долине Ауспии они соорудили лабаз — закладку продуктов и снаряжения, ненужного выше границы леса. Это говорило о том, что ребята пошли в радиальный выход налегке, намереваясь через день-другой вернуться к базовому лагерю….
Дневниковые записи того вечера совершенно спокойны и не содержат ни драмы, ни ее предчувствия. Время не столь позднее, ребята не спеша ужинают, вспоминают прошлые путешествия, кто-то уже строит планы на будущее и ложатся спать.»
Из воспоминаний Биенко В.Н.:
«С места трагедии Л.Н. Иванов прислал мне в Свердловск самолетом первую же найденную фотопленку из фотоаппарата Ю. Кривонищенко. Для ускорения дела я проявил ее в ванной комнате своей квартиры по ул. Свердлова и ночью отпечатал с нее фотографии последнего дня группы - от увиденных веселых сборов до вечерней установки палатки в штормовых условиях.
Позднее из дневника З. Колмогоровой мы узнали, что это последний вечер в палатке прошел весело и после ужина завершился выпуском устной шутливой газеты «Вечерний Отортен» - по названию заветной вершины, которую ребята следующим днем собирались покорить.»
Наверное, если добавить ещё материалов, то в них можно накопать ещё больше открытий. Но для освещения вопроса, касающегося боевого листка «Вечерний Отортен» и этого будет достаточно.
1)-------- По Потяженко информация уточняется..
2)Единственные, о ком, мы знаем по разным источникам, что они видели «ВО» своими глазами в палатке на месте обнаружения - это Потяженко и Коротаев.
3)Кто никак не мог видеть «ВО» в палатке – это Аксельрод. Его там не было. Но видел листок в УД, которое ему давал читать Иванов, т.к. речь идёт не только о «ВО», но и о дневниках, в которых есть заметки, написанные почерком Золотарёва, рисунки, нарисованные его рукой.
4)В дневнике Зины Колмагоровой, нам известном, нет записей о «ВО». И из её дневника не следует, что они собираются на следующий день покорять Отортен. Биенко, который и в поход-то не пошёл и фотографии печатает, и доступ к дневникам получает. Прелестно.
5)Боевой листок состоит из двух частей. 1) Что сделано сегодня, 2)что планируется на завтра. Вторая часть в УД отсутствует.
6)Единственный красавчик – Согрин! Традиционно ни в чём не прокололся! БРАВО!
7)Никакие поисковики на склоне ХЧ не видели «ВО». Его не видел Яровой. Он бы такой момент не пропустил бы точно.
8)Печальный вывод: на месте обнаружения палатки 26.02 на склоне ХЧ боевого листка «Вечерний Отортен» не было. Т.е., абсолютно.
9) Потяженко и Коротаев обнаруживают палатку с «ВО» на другом склоне, не имеющем никакого отношения к Верхуспии. Это следует из интервью Потяженко В.В. и мутных воспоминаний Коротаева В.И. Другое место, другое время.
10) Не судите строго, но 02.02 все ещё живы....
11) Лабаз был сооружён 02.02 выше границы леса. Та туфта, что загоняется про яму с продуктами, идёт от "путаников". Про лабаз - разговор отдельный.
Интервью с Потяженко В.В. можно почитать Здесь
Те выводы, что помечены цифрами сделаны на основании суммы знаний материалов допросов. Наверное было бы логичнее сначала произвести анализ интервью Потяженко, а потом приступать к "Вечернему Отортену". Но как пошло, так и пошло. Моя лента - мой порядок.
Отредактировано Agata K (23-03-2019 01:11)