Помчали!
Итак, собственно, что же удалось выудить из более, чем гладкого повествования Юрия Ярового, которое многие считают пустой художественной намыленной картинкой. Я буду излагать в переводе с Эзопова языка, применяя реальную топонимику, реальные имена, привязку к реальной временной сетке.
1) Группа из 8 человек (У Ярового отсутствуют напрочь Юра и Георгий) отправляется в поход на Северный Урал. Группа не схоженная, не слаженная, не стабильная.
2) На платформе к компании знакомых между собой студентов и бывших ещё недавно студентами присоединяется новичок. Одет по-пижонски, шею украшает красный шарф, из экипировки – «абалаковский» рюкзак, лыжи с отличными горными замками. Поющий. Экземпляр шикарный.
3) И маршрутные книжки по вине завхоза уезжают вместе с туристами в поход. По повести в спортклубе не остаётся ни одной копии.
4) Маршрут группы по повести.
Пересадка в старинном деревянном Серове, далее план такой: прибытие в Ивдель поздно ночью, оттуда на автобусе в Вижай, ночёвка, и, далее группа встаёт на лыжи, и через два дня поднимается на Хой-Экву. Далее двигается к Отортену. Зимняя тропа к Отортену прокладывается впервые. Главное событие похода – спуск к Озеру, которое находится на дне глубокого провала на склоне Отортена. Никто не знает, что это за озеро. Озеро, которое никогда не замерзает, над которым вечно курится пар.
На третий день похода группа останавливается в Вижае, располагается в деревянной школе, состоящей из двух классов. В Вижае группа знакомится с рыжебородым лесорубом, который не однократно бывал в окрестностях Отортена, по его наводке – со сказителем-манси, который приехал к родственнику в гости. Оба настаивают на том, что Отортен – место не спокойное, манси его не любят, обходят стороной.
На четвёртый день из Вижая группа выходит на лыжах, но через пару километров случается оказия в виде старика с лошадью, который милостиво предлагает подвезти туристский скарб на своих санях. Доходят до заброшенного посёлка, в котором устраивают двухчасовой привал. Здесь группа теряет известного участника. В повести конкретно указано, за какой породой он полез – розовый сердолик. Страстный геолог.
Бригадир лесорубов рассказал об избе охотников, находящейся на одном из притоков Лозьвы, Дятлов зарисовал её местоположение, написав рядом «продукты».
Типичный обед в походных условиях – котелок каши и полведра какао. В дороге поют много и часто, а едят мало.
На … день группа натыкается на тропу охотника-манси, которая начинается катпосом.
На … день группа штурмует Хой-Экву. Выходит на Ауспию.
На … день лыжного похода отставание от графика – полдня. Задержка из-за плохой погоды. Сначала проголосовали за днёвку, но после обеда решили выступить, чтобы на следующий день иметь больше времени на изучение озера на Отортене.
На … день похода предстоял штурм Отортена.
Последний походный день, отражённый в дневниках группы – 5 февраля.
5) При подъёме на очередной перевал в группе происходит ЧП. Из-за внезапного испуга прототип Зины Колмагоровой падает и разбивает нос, девушка на короткое время лишается сознания, когда приходит в себя рассказывает о видении 6 заснеженных великанов под нечеловеческий душераздирающий стон. Они «как пятерня, торчащая из земли». Её успокаивают, говорят, что это останцы. Так выветрились, что воют от ветра, издавая подобные стоны.
Небольшое отступление. Яровой так же пишет, что он, журналист, участник поисков, поднимавшийся с прокурором по тропе, по которой до них шла пропавшая группа, так же имел видение тех же великанов. Я уже писала, что с Отортена открывается вид на плато МаньПупуНёр, и при хорошей погоде можно увидеть этих великанов, но, дело в том, что Отортен имеет своих великанов. И вот, как они выглядят.
Поэтому, пока я не вижу оснований отказаться от мысли, что хотя бы часть группы Дятлова все же не предприняла попытку штурма Отортена. Подписка о неразглашении Ярового что-то всё же должна прикрывать… Он был на Отортене? Раз видел этих великанов?
6) После неудачного падения девушку начинают преследовать страхи, слуховые галлюцинации, она постепенно начинает поддаваться им, всё больше и больше сползая в невроз, пока в один прекрасные вечер, когда группа укладывается на ночлег, девушка не покидает палатку в неком, одной ей понятном порыве. Её скидывает порывом ветра на камни, отталкивает от палатки. Она орёт о помощи. Вся группа, как один бросается ей на помощь.
7) При скатывании по слону участники спасательной миссии получают травмы: та же девушка разбивает голову. Вспомним, что у Зины было зафиксировано Темпаловым при осмотре кровотечение из носа, и разбитая голова так же подтверждается хотя бы Юдиным. Прочие травмы – травма плеча, «рука повисла беспомощно» у одного из парней. Сломанное ребро – у другого.
Я бы отметила, что это не просто травмы, это травмы прижизненные. Т.к. после получения этих травм, группа продолжает движение. Тут на память приходит ребро, отправленное на гистологию. С целью установления прижизненности травмы? Не сомневаюсь.
Единственное, что я бы для себя отметила, что травма головы описана достаточно подробно, и это именно височная область слева с потерей ориентации. Это больше похоже на травму Рустема… Как бы то ни было, думаю, что для Ярового вопрос заключался в том, чтобы описать именно прижизненные травмы, не заостряя внимания на том, кому они принадлежали. Именно, чтобы отделить эти травмы от тех, что обнаружены позднее в ручье, как смертельные и, как подсказывает логика, посмертные.
8) Туристы очень резво втянулись в дело спасения себя, постоянно двигались, растирали друг другу руки и ноги, придумали и воплотили оплётки из бересты, которые плохо держались на ногах, но хорошо защищали от снега. Развели костёр. Использовали одежду, как оградительный щит для сохранения огня. Сами постоянно прыгали на снегу. Именно прототип Дубининой больше всех проявляет стойкость и заботу об обмороженных. Потерявшимся и отставшим назван Колеватов, он задержался на склоне и замёрз больше других. Ему потребовалось оказывать больше внимания. Но, в итоге, все сохраняли боеспособность. Даже раненной девушке была сделана перевязка из чистого носового платка. В общем, группа, на первых порах проявила примерную стойкость и выживаемость.
В повести указано направление, в котором двинулась группа ради спасения – та самая избушка охотника с запасом продуктов и дров, которую указал рыжебородый лесник в Вижае. Располагалась она на одном из притоков Лозьвы. До неё нужно было только дойти.
9) В повести делается значительный упор на возможный конфликт в коллективе. Как источник ясно указываются две персоны – это Золотарёв, мутный тип, и Колеватов, тип агрессивный, неуравновешенный, озлобленный жизненными обстоятельствами.
10) В повести делается не менее значительный упор на разделение коллектива в чрезвычайной ситуации, что и повлекло за собой летальный исход.
11) Ответственность за раскол группы была возложена на руководителя группы.
И здесь я сделаю попытку ответить на вопрос Alsfex. В повести руководитель группы при наступлении События Х сваливает за помощью.
Моё мнение - это возможный для Дятлова вариант развития событий. Лучше сдохнуть по дороге за помощью, чем оставаться на месте и рулить спасательными мероприятиями, имея все шансы не спасти. Ситуация развивалась стремительно.
Возможно, ему такой вектор настойчиво подсказали. Типа, иди, я тут за всеми присмотрю. Я не считаю Дятлова трусом, но именно такой расклад, как описал его Яровой мне и кажется достоверным. Уйти в смертельную гонку, чтобы не видеть, что происходит с пострадавшими, он мог. Он был в пути, когда смерть его нагнала.
Ещё раз - я не считаю Дятлова трусом. Но иным легче прыгнуть со скалы, чем рулить спасательными мероприятиями на месте, особенно, если пострадавших несколько, ситуация грозит выйти из-под контроля.
12) В повести есть описание некоторых нюансов, которые могли бы объяснить некоторые странности трагедии, но, так как это художественное произведение, то никто всерьёз не будет воспринимать описания Ярового. Вот, например, я уже писала об этом, что при обнаружении тела руководителя группы, на ногах его были оплётки из бересты. Этот штрих мог бы объяснить вдавленные следы от верёвок на ногах Дятлова, приписываемые иногда верёвкам при связывании у поклонников силового конфликта. Так же у Дятлова в кармане был найден портативный приёмник. Это объясняет, почему есть «оговорки» что группа перестала выходить на связь. Так же телогрейка, которую сожгли, принадлежала прототипу Золотарёву, а позировал в ней прототип Рустема. А мы никак не можем найти телогрейку Золотарёва. Может быть, именно она сгорела, всё-таки? Если внимательно почитать повесть, то можно найти таких «нюансов» ещё. Но никто не хочет читать повесть…
13) В повести отдельной темой выведена поисковая экспедиция. Её я распишу Новой главой.