Действительно, с какой стороны я пришла к такому выводу, что группа была на Отортене? Другой идеи похода просто нет. Это высший мотив. Но, почему-то вырезанный из повествования. Причём, не только Отортен вырезали, но и посещение другой вершины. В повести Ярового, про которую я столько топила, группа поднимается и на Хой-Экву. Вот есть же рассуждения о том, что куцые дневники за 29.01. Фото даже есть, где Золотарёв, Дорошенко и Дятлов сидят в раздумьях, куда дальше, что дальше? Все остальные должны лихорадочно писать дневники, а там кот наплакал. Ну ничегошеньки. Группу заплутали по Лозьве, заставили подниматься мимо впадения в Асупию, задержали. А что, если они действительно поднимались? Это объясняет задержку в пути, лишние километры. Вписывается в маршрут и расположение стоянок, вычисленных по фотографиям. Подъём на вершину Хой-Эквы очень реалистично описан у Ярового, а он врят ли там был. Единственный вопрос в связи с этим - почему скрыто, если было? Наверное, потому же, почему скрыт и Отортен - эти места связаны с причиной гибели группы. Я порассуждаю на эту тему позже, а пока маршрут группы, как его вижу я. Как он должен был пролегать до Отортена и обратно.
Недалеко от того места, где поисковиками принудительно найден лабаз действительно располагалась стоянка группы перед подъёмом на перевал. Она, по словам Ярового, располагалась там, где впоследствии находился первый лагерь поисковиков. Там и следы верёвок на берёзках отчётливо наблюдались и кострище разгребли, нашли.
Зачем подниматься на перевал, где ветер сносит с ног (и летом, и зимой), и ложиться спать в ледяной палатке без печки в мокрых вещах? Ни однажды эта тема обсуждалась, и найдено единственное грамотное обоснование такого короткого подъёма и последующей остановке – обустройство настоящего лабаза. Про то, что лабаз не был прикопан в лесу, а был расположен выше, на перевале, я уже подробно всё описала с цитатами от свидетелей ранее в моём расследовании. И, вот теперь снова я акцентирую внимание аудитории, следящей за повествованием, что лабаз был обустроен высоко на перевале. Моё видение – именно МП – это и есть лабаз.
Он располагается на аэро-динамической оси в направлении строго на КЕДР. Не для того, чтобы было легче спуститься к зоне Настил-Кедр, а для того, чтобы было легче подняться и ОБНАРУЖИТЬ лабаз при движении из 4ПЛ.
Спросите «долго думала?». Долго. Всё ждала, когда меня осенит. И не зря. Мой маршрут движения группы с такими подробностями становится всё более живым.
Итак, группа встаёт по расписанию, поднимается на перевал, обустраивает лабаз таким образом, чтобы по возвращении с Отортена, едва поднявшись на перевал, первым делом на него наткнуться, как сделал это Слобцов (он, правда, нашёл другое), а не искать, обшаривая окрестности час, а то и более, обедает овсянкой и какао (я употребляю в описании обеда именно овсянку и какао, потому что у Ярового описано в дневниках туристов, что овсянка и ведро какао – обычный обед в лыжном походе) и дальше по хребту мчится к Отортену.
Там по верхам не более 10-14 км до вершины. Это вполне реальный марш-бросок до заветной цели. И группа мчит к ней.
А потом закапывается. Не знаю, насколько сложно или легко сопоставлять время суток на последних снимках. Мне интереснее место, где происходит копка. Я тут почитывала на досуге Почемучку (раннюю), честно, действительно мы с ней очень схоже мыслим и выражаемся подчас, даже оторопь берёт, насколько иногда одни и те же идеи могут приходить к разным людям. Если мистифицировать, то, видно, это кому-то нужно. Так вот, она предположила, что место копки располагается в ручье. Она прямо закапывает группу в 4ПЛ, я закапываю группу у вершины ОТОРТЕНА. Но тоже в ручье. Или, если быть точнее, в рельефной складке, которая и формирует ручей.
Потому что, извините, нужно найти обоснование тому, когда и где был нарисован «Вечерний Отортен». А был он нарисован 02.02. 1959 года. И был он нарисован после подъёма на Отортен, откуда видны Пупы и жутковатые останцы (собственно Отортена) в виде пятерни, поднимающейся из земли. Того и гляди – сейчас тебя схватят! Это всё описано у Ярового. Если мы видим и те (Пупы), и те (Пятерня) останцы, то вывод один – мы находимся на Отортене. Ни с какой другой вершины невозможно увидеть и то, и то.
Группа прибегает к Отортену в вечеру 01.02 и разбивает лагерь , ночует (с печкой). 02.02 группа разделяется. Одни спускаются к озеру, другие направляются к вершине Оторетна, оставляют там записку. Дело в том, что на Отортене до селе побывало не так уж много групп, и – летом. Там нет конкретного места, где туристические группы оставляли бы записки, следуя традиции, тем более, в описаниях места, где была обнаружена записка московской группы среди участников группы Аксельрода есть явные разночтения. Там туристической тропы нет, откуда там возьмётся приметный тур. Тем более, вершин там три! Да и я очень подробно рассмотрела факт нахождения записки москвичей группой Аксельрода. ОООчень мутно всё, чётких доказательств, что, ну не было (!) записки дятловцев, приведено не было.
02.02 группа так же остаётся на ночёвку у Отортена. И вот в этой ночёвке и создаётся «Вечерний Отортен». При свечах, в тепле, в самой дружественной обстановке. Кстати, если фото с копкой принадлежит более светлому времени суток – то вот вам, пожалуйста, днёвка. Группа устала за предыдущий день, он был тяжёлый, группа осуществила все подвиги, которые были запланированы – исследовано озеро (взяты образцы вод), совершён подъём на заветную вершину, и, да, помнится у кого-то из старожилов есть в воспоминаниях, что 02.02 погода сильно испортилась, начались метели. Речь о населённых пунктах, в горах могло быть ещё хуже. Принято решение закопаться и расслабиться. До конца похода ещё 10 дней? Либо, как вариант, почему нужно копать второй раз, ведь лагерь 01.02 сохранился? Решили дёрнуть домой, всё успели, время позволяет, а погода на глазах портится. Принято решение мчать к лабазу. И метель выжидавшая где-то на горизонте обрушивается на группу, передвигающуюся по верхам сразу и мощно. Тут единственный вариант – скатиться в лес, закопаться второй раз. То есть, днёвка не предполагалась, а вышла по погоде. Итак, три варианта: фото с МК – это:
1) обустройство лагеря 01.02 (здесь проблема с идентификацией времени суток, слишком светлый кадр, а копка, по всему, должна состояться под вечер),
2) обустройство на запланированную днёвку 02.02 после прохождения всех положенных испытаний,
3) обустройства лагеря на вынужденную днёвку 02.02 вследствие резкого ухудшения погоды.
Путь возвращения к лабазу пролегал по хребту через Пумсальнель со спуском в долину Лозьвы, пересечением оной и подъёмом к лабазу по 4ПЛ, как это и продемонстрировал нам торжественно Слобцов. Как шёл Слобцов, так должны были идти и дятловцы. Он либо шёл по их следам, либо был план следования. Есть и ещё одна история, когда туристическая группа, прогулявшись до Отортена (от перевала Дятлова), вернулась к палатке (там же) именно через Пумсальнель. Я приводила ссылку на их историю. Они, правда, заблудились, но выход-то один – через долину Лозьвы напрямки. Далее похватать пожитки и назад, по хребту, в сторону конца маршрута.
А что делала палатка на месте лабаза? Здесь, как ни странно, есть вариант. Та, старая палатка, в которой проходили первые ночёвки, пребывает в крайне истрёпанном состоянии. Могла порваться? Почему бы нет. Палатка на склоне не доустановлена, это факт, признанный многими туристами из современников. Более того, здесь пройдёт и вариант вывернутой палатки наизнанку. Короче, вывернутая, кое-как установленная палатка служит одной цели – прикрыть оставленные продукты и вещи. Как собирается проводить ночёвки группа Дятлова на Отортене? В лесополосе при дровах, закопавшись в снег. Что и продемонстрировано на фото с МК.
Есть мутные воспоминания очевидцев, что была вторая палатка на Отортене. Где, собственно, и нашли прикреплённый к скату палатки боевой листок. Если был листок, а он был, его видели Каротаев и Потяженко (на месте), кроме них, что более существенно для дела – Согрин и Аксельрод (в УД). А кто не видел боевого листка? Яровой не видел, ни слова о нём и остальные поисковики на перевале. Я так же рассуждала на эту тему в ранних своих постах. Была – не была. Листок был на одной. Либо найденной ранее 26 февраля 1959 года, либо просто на другой палатке, на второй. Вопрос второй палатки по-прежнему риторический. Но и без неё, группа спокойно могла переночевать в лесу пару ночей. Поэтому присутствие палатки на склоне в отрыве от группы объяснимо.
Присутствие лыж под палаткой не проясняет ситуацию. Могла ли группа двинуть без лыж по хребту? Могла. Но через долину Лозьвы пройти не смогла бы. Лыжи были с дятловцами, это видно на фото с МК. Предполагаю, что это последние фото по отношению ко всем представленным широкой аудитории. Можно сделать предположение, что группу после обнаружения (03-04 февраля) перенесли от места гибели, перенесли их рюкзаки и лыжи, создавая видимость ночёвки на склоне, а лабаз прикопали в лесу, чтобы изменить место последнего лагеря. Я-то уж давно и безнадёжно предана такой теории.
Что именно произошло с группой будет тайной ещё много лет. Картина разбиралась не раз. Группа была разделена, предполагаю, на 4 части. Это «Юры», «тройка на склоне», «четвёрка в ручье» и Дятлов. Он единственный найден на «своём» месте, где его застала смерть, он шёл к лабазу на склоне, шёл одетый в комбинацию одежды, которую ему собрали в дорогу, шёл по снегу. В повести Ярового на ногах прототипа Дятлова онучи из бересты, закреплённые на ногах верёвками. Именно такое крепление такой обуви и могло оставить вдавленные следы на ногах Игоря. Кроме того, в повести описываются и лыжи из лозы, сплетённые вручную именно для перемещения по глубокому снегу. Группа была и головастая, и рукастая. Они были научены выживать.
В повести Ярового погибает один руководитель группы. Но его описание настолько подробно и настолько соответствует общеизвестным фактам, что не думается, что Яровой стремился добавить что-то от себя. Здесь вопросы к следствию, куда делись вещи из карманов Игоря, что у него было на ногах, куда это делось. Выкинуть то, что было на ногах у Игоря нужно было бы в том случае, когда требовалось исключить перемещение группы на расстояния не менее 20 км от склона. Я понимаю повесть так, что только руководитель группы и найден непосредственно на месте смерти. Остальных подтащили.
Продолжение следует…