Краткость – сестра таланта. Погнали. С самого начала и до даты "падения с горы". Что-то новое, что-то уже было изложено выше, что-то поправлено и отредактировано. Исправлен косяк по 01.02. Следом выложу свои комментарии по теме маршрута и прочего. Альтернативным цветом выделен абзац, начиная с которого вообще нет изменений, для тех, кто уже всё прочитал и не интересно читать второй раз.
Официальное дело говорит, что встреч у дятловцев с манси не было. А Яровой утверждает, что встреча была со сказителем (Анямовым), который подвернулся им в Вижае по случаю посещения родственников, и поведал им и про Отортен, и про духов, которые там обитают, много слов мансийских записали, про то, про сё поговорили. Большая была встреча, насыщенная.
Последний пункт, в котором сходятся линии официального дела и реальности – это заброшенный посёлок геологов 2-ой Северный. Сходятся и сразу расходятся. Дело гласит, что группа долго ждала лошадь с санями, поэтому пришла в посёлок в ночи и заночевала в посёлке, Яровой утверждает, что с утра пораньше встали на лыжи, и по дороге встретили деда с санями, доехали до посёлка, постояли пару часов там, отправили раненного обратно с дедом и с посылкой (геологического назначения) восвояси и пробежали до конца дня ещё 10 км прежде, чем встать на ночёвку. Не искусственно ли затянут маршрут? Группу задерживают то в 41-м, то в 2-ом Северном, списывая дни, как будто не хотят дать ей возможности убежать за строго отведённые географические границы официальной версии? В том случае, если не «задерживать» группу, она будет закапываться у Отортена 01.02. И писать свой боевой листок. Яровой уточняет, что от первого лагеря поисковиков до заброшенного посёлка геологов два дня ходу по Ауспии и Лозьве. Это про поисковиков, чем группа Дятлова хуже?
С другой стороны Ортюков, по-моему, утверждает, что группу Дятлова интересовал только Отортен, ничего больше. Можно понимать так, что после Отортена группа смело могла вернуться домой, поход бы им засчитали в полной мере. То есть, можно не торопиться, а Юдин своим уходом подарил им два дополнительных дня, оставив свои вещи и продукты. По повести Юдин должен был оповестить руководство о задержке на эти два дня. И он-таки, по повести, доковылял до будки, правда с опозданием и сообщил Гордо. И я об этом писала выше в постах, что была телефонограмма. И Гордо её принял. От Юдина. А это уже по словам Риммы Колеватовой.
Как бы то ни было все располагают следующую за 2-ым Северным стоянку группы у подножия Хой-Эквы. На следующий день опять проходят немного, всего 3 км!, и теперь уже стоянка у подножия хребта Чарканур. Маршрут не известен, всё, что есть по маршруту – домыслы. Яровой же описывает подъём на Хой-Экву. Так подробно, как будто сам это сделал – поднялся вместе с ними. А он не турист…
Ещё день – и группа разбивает лагерь в верховьях Ауспии, откуда собирается штурмовать перевал и закладывать лабаз.
Недалеко от того места, где поисковиками принудительно найден лабаз действительно располагалась стоянка группы перед подъёмом на перевал. Она, по словам Ярового, располагалась там, где впоследствии находился первый лагерь поисковиков. Там и следы верёвок на берёзках отчётливо наблюдались и кострище разгребли, нашли.
Зачем подниматься на перевал, где ветер сносит с ног (и летом, и зимой), и ложиться спать в ледяной палатке без печки в мокрых вещах? Ни однажды эта тема обсуждалась, и найдено единственное грамотное обоснование такого короткого подъёма и последующей остановке – обустройство настоящего лабаза. Про то, что лабаз не был прикопан в лесу, а был расположен выше, на перевале, я уже подробно всё описала с цитатами от свидетелей ранее в моём расследовании. И, вот теперь снова я акцентирую внимание аудитории, следящей за повествованием, что лабаз был обустроен высоко на перевале. Моё видение – именно МП – это и есть лабаз.
Он располагается на аэро-динамической оси в направлении строго на КЕДР. Не для того, чтобы было легче спуститься к зоне Настил-Кедр, а для того, чтобы было легче подняться и ОБНАРУЖИТЬ лабаз при движении из 4ПЛ.
Итак, группа встаёт по расписанию, поднимается на перевал, обустраивает лабаз таким образом, чтобы по возвращении с Отортена, едва поднявшись на перевал, первым делом на него наткнуться, как сделал это Слобцов (он, правда, нашёл другое), а не искать, обшаривая окрестности час, а то и более, обедает овсянкой и какао (я употребляю в описании обеда именно овсянку и какао, потому что у Ярового описано в дневниках туристов, что котелок каши и ведро какао – обычный обед в лыжном походе) и дальше по хребту мчится к Отортену.
Там по верхам порядка 14 км до вершины (так указано в блокноте Игоря). Это вполне реальный марш-бросок до заветной цели. И группа мчит к ней.
А потом закапывается. Не знаю, насколько сложно или легко сопоставлять время суток на последних снимках. Мне интереснее место, где происходит копка. Я закапываю группу у вершины ОТОРТЕНА. В ручье. Или, если быть точнее, в рельефной складке, которая и формирует ручей.
Потому что нужно найти обоснование тому, когда и где был нарисован «Вечерний Отортен». А был он нарисован 01.02. 1959 года. И был он нарисован в преддверие подъёма на Отортен.
Группа прибегает к Отортену в вечеру 01.02 и разбивает лагерь , ночует (с печкой). И вот вам ответ – как можно обогреть 9 человек с помощью одной печки и одного одеяла. Но без палатки.
02.02 группа разделяется. Одни спускаются к озеру, другие направляются к вершине Отортена, оставляют там записку. Дело в том, что на Отортене до селе побывало не так уж много групп, и – летом. Там нет конкретного места, где туристические группы оставляли бы записки, следуя традиции, тем более, в описаниях места, где была обнаружена записка московской группы среди участников группы Аксельрода есть явные разночтения. Там туристической тропы нет, откуда там возьмётся приметный тур. Тем более, вершин там три! Да и я очень подробно рассмотрела факт нахождения записки москвичей группой Аксельрода. Очень мутно всё, чётких доказательств, что, ну не было (!) записки дятловцев, приведено не было.
02.02 группа так же остаётся на ночёвку у Отортена. Кстати, если фото с копкой принадлежит более светлому времени суток – то вот вам, пожалуйста, днёвка. Группа устала за предыдущий день, он был тяжёлый, группа осуществила все подвиги, которые были запланированы – исследовано озеро (взяты образцы вод), совершён подъём на заветную вершину, и, да, помнится у кого-то из старожилов есть в воспоминаниях, что 02.02 погода сильно испортилась, начались метели. Речь о населённых пунктах, в горах могло быть ещё хуже. Принято решение закопаться и расслабиться. До конца похода ещё 10 дней? Либо, как вариант, почему нужно копать второй раз, ведь лагерь 01.02 сохранился? Решили дёрнуть домой, всё успели, время позволяет, а погода на глазах портится. Принято решение мчать к лабазу. И метель выжидавшая где-то на горизонте обрушивается на группу, передвигающуюся по верхам сразу и мощно. Тут единственный вариант – скатиться в лес, закопаться второй раз. То есть, днёвка не предполагалась, а вышла по погоде. Итак, три варианта: фото с МК – это:
1) обустройство лагеря 01.02 (здесь проблема с идентификацией времени суток, слишком светлый кадр, а копка, по всему, должна состояться под вечер),
2) обустройство на запланированную днёвку 02.02 после прохождения всех положенных испытаний,
3) обустройства лагеря на вынужденную днёвку 02.02 вследствие резкого ухудшения погоды.
Путь возвращения к лабазу пролегал по хребту через Пумсальнель со спуском в долину Лозьвы, пересечением оной и подъёмом к лабазу по 4ПЛ, как это и продемонстрировал нам торжественно Слобцов. Как шёл Слобцов, так должны были идти и дятловцы. Он либо шёл по их следам, либо был план следования. Есть и ещё одна история, когда туристическая группа, прогулявшись до Отортена (от перевала Дятлова), вернулась к палатке (там же) именно через Пумсальнель. Я приводила ссылку на их историю. Они, правда, заблудились, но выход-то один – через долину Лозьвы напрямки. Далее похватать пожитки и назад, по хребту, в сторону конца маршрута.
А что делала палатка на месте лабаза? Здесь, как ни странно, есть вариант. Та, старая палатка, в которой проходили первые ночёвки, пребывает в крайне истрёпанном состоянии. Могла порваться? Почему бы нет. Палатка на склоне не до установлена, это факт, признанный многими туристами из современников. Более того, здесь пройдёт и вариант вывернутой палатки наизнанку. Короче, вывернутая, кое-как установленная палатка служит одной цели – прикрыть оставленные продукты и вещи. Как собирается проводить ночёвки группа Дятлова на Отортене? В лесополосе при дровах, закопавшись в снег. Что и продемонстрировано на фото с МК.
Есть мутные воспоминания очевидцев, что была вторая палатка на Отортене. Где, собственно, и нашли прикреплённый к скату палатки боевой листок. Если был листок, а он был, его видели Каротаев и Потяженко (на месте), кроме них, что более существенно для дела – Согрин и Аксельрод (в УД). А кто не видел боевого листка? Яровой не видел, ни слова о нём и остальные поисковики на перевале. Я так же рассуждала на эту тему в ранних своих постах. Была – не была. Листок был на одной. Либо найденной ранее 26 февраля 1959 года, либо просто на другой палатке, на второй. Вопрос второй палатки по-прежнему риторический. Но и без неё, группа спокойно могла переночевать в лесу пару ночей. Поэтому присутствие палатки на склоне в отрыве от группы объяснимо.
Присутствие лыж под палаткой не проясняет ситуацию. Могла ли группа двинуть без лыж по хребту? Могла. Но через долину Лозьвы пройти не смогла бы. Лыжи были с дятловцами, это видно на фото с МК. Предполагаю, что это последние фото по отношению ко всем представленным широкой аудитории. Можно сделать предположение, что группу после обнаружения (03-04 февраля) перенесли от места гибели, перенесли их рюкзаки и лыжи, создавая видимость ночёвки на склоне, а лабаз прикопали в лесу, чтобы изменить место последнего лагеря. Я-то уж давно и безнадёжно предана такой теории.
Что именно произошло с группой будет тайной ещё много лет. Картина разбиралась не раз. Группа была разделена, предполагаю, на 4 части. Это «Юры», «тройка на склоне», «четвёрка в ручье» и Дятлов. Он единственный найден на «своём» месте, где его застала смерть, он шёл к лабазу на склоне, шёл одетый в комбинацию одежды, которую ему собрали в дорогу, шёл по снегу. В повести Ярового на ногах прототипа Дятлова онучи из бересты, закреплённые на ногах верёвками. Именно такое крепление такой обуви и могло оставить вдавленные следы на ногах Игоря. Кроме того, в повести описываются и лыжи из лозы, сплетённые вручную именно для перемещения по глубокому снегу. Группа была и головастая, и рукастая. Они были научены выживать.
В повести Ярового погибает один руководитель группы. Но его описание настолько подробно и настолько соответствует общеизвестным фактам, что не думается, что Яровой стремился добавить что-то от себя. Здесь вопросы к следствию, куда делись вещи из карманов Игоря, что у него было на ногах, куда это делось. Выкинуть то, что было на ногах у Игоря нужно было бы в том случае, когда требовалось исключить перемещение группы на расстояния не менее 20 км от склона. Я понимаю повесть так, что только руководитель группы и найден непосредственно на месте смерти. Остальных подтащили.
Итак, группа закопалась. Почему в ручье? По количеству снега на начало февраля. Хорошего мягкого снега, который можно копать лыжами и палками, не прибегая к ледорубу и другим железякам. Это место, откуда снег не выветривается, лежит себе и ждёт туристов, желающих в него с головой закопаться. Деревьев не видно. Не факт, что их вообще нет, не видно вокруг того места, где копают. Это характерное место - не поле, не лес, не вершина, не хребет вообще. А вот так, чтобы не переться на вершину снизу, где бы встать? Ложбина, складка, короче, рельеф, который и защищает, и позволяет быстро достичь вершины. Цель же - восхождение. Либо, в случае сильной метели, скатиться, укрыться, но поближе к трассе, по которой потом домой. На полпути в лес, но так, чтобы не очень. И из таких вот складок обычно формируются ручьи. По определению, воде удобно скатываться вниз, людям удобно прятаться в снегу. Там его, по-любому, больше. Поэтому ассоциация с ручьём имеет право на жизнь.
А что тогда с лыжами? Очевидно – под палаткой на перевале чужие лыжи. Не группы Дятлова. Два факта, на которые стоит обратить внимание. Это то, что сестра Зины Колмагоровой прямо так и говорит - не их это лыжи! Второе - сколько лыж вернулось в УПИ? Нисколько. Туда много чего вернулось, даже рваная палатка, кроме лыж. Ну у Кривонищенко были свои, это уточнено в его письме, у Золотарёва, этого франта, который и в ручье лежал при шарфе и булавке, у понтореза Колеватова, у Слободина могли быть свои. Остальные, как минимум пять пар - собственность УПИ. Где они? Они были утрачены группой в тот момент, когда с ними произошло первое происшествие. Я связываю это происшествие с падением с горы, которое наблюдал манси (...). Так были получены первые травмы, царапины, ушибы.
Здесь же произошло второе разделение группы. Первое - см. ниже. Кроме того, группа потеряла доступ к своим рюкзакам. Потеряли место, где их оставили, известно, что на вершину с рюкзаками не понимаются, к озеру их тоже не потащили бы. Рюкзаки остались в надёжном месте, но до него, отнюдь, не рукой подать. Метель, лыжи утрачены, до рюкзаков не добраться без них. Потеряны люди, связи нет, руководства нет. По повести Ярового, спуск к озеру характеризуется как максимально опасный из-за карнизов. И руководитель берёт на себя спуск к озеру (это в планах, на словах, даже в повести группа не доходит до Отортена, есть только намёки на то, что она там была, именно по останцам, которые группа встречает при подъёме), на что бравая девушка Люся имеет своё мнение, кому идти. Понятно, что, если бы пошли к озеру, то Яровому ясно, что туда спускался бы сам Игорь, и большой вопрос, взял бы он кого-нибудь с собой. Основная цель произвести забор воды для последующего анализа. С этим вполне может справиться один человек. Без ансамбля.
Предполагаю, что самое бедственное положение у Дорошенко. Возможно, ему сразу стало очень плохо. Например, его просто погребло под собой нечто. Далее, как я писала ранее, Золотарёв укладывает свою группу в снег, они обнимают друг друга, лёжа на боку и пытаются согреть друг друга, Зина и Слободин, возможно, Кривонищенко, пытаются найти или помочь Дорошенко, вокруг него разбивается своеобразный лагерь в виде Кривонищенко, Зина и Слободин движутся к рюкзакам. Связи между группами нет (раций или мобил нет). Дятлова нет. И вот здесь на сцене должна появиться сигнальная ракета, которую наблюдает группа Шумкова с Чистопа. Либо Золотарёв сигналит Дятлову, чтобы установить связь, либо Дятлов поднимается от озера, офигивает от того, что видит и пускает ракету. Безусловно, он кого-то находит, так как происходит обмен вещами, кому-то потеплее, ему в дорогу полегче. В путь Игорь отправляется не сразу, не ранее следующего дня. Об активных действиях Зины, Рустема (...) свидетельствуют кровавые носы. Здесь ясность внёс Согрин. При активном движении на морозе, лопаются капилляры, и возникает носовое кровотечение, иногда даже кровь идёт горлом. И это единственный случай, когда я верю Согрину. И, повторюсь, в то время, как одна группа лежит в снегу, пытаясь согреться, другая активно действует на морозе. Сильный мороз, не сильный - это вообще не важно, потому что первая волна бедствия уже прокатилась по группе, и их возможности сохранить себя стали значительно меньше. Но остались. Есть Зина и Рустем, есть где-то вещи, сейчас придёт Игорь, до лабаза можно дойти, можно что-то придумать и дойти. Игорю это под силу. Сильнее него человека трудно себе представить.
И вот как это можно подняться на Чистоп и не запомнить, не записать дату, когда ты совершил восхождение? Как так те, кто поднялся на вершину хребта не могут вспомнить, когда точно они видели ракету! Это бы очень сильно прояснило понимание, что это была за ракета. Группа потерпела первое бедствие не позднее 03.02. Либо 02.02, либо (максимум) 03.02. Борьба за выживание длилась не менее суток.
Почему скрыли Хой-Экву и Отортен? Я эти два объекта объединяю по чёткой связи с манси. Думаю, дело было так...
В правоохранительные органы Ивделя поступает инфа об инциденте, или даже уже гибели в горах. Поиски проводятся оперативно, находят место, находят людей и заводят первое УД 06.02. А потом от него остаются рожки да ножки. Потому что при первых же осмотрах места "Ч", тот на чьи плечи ложится ответственность за расследование и донесение наверх самой первой информации произносит сакраментальную фразу: "Блять, а что мне с этим делать?". Потому что то, что он видит, несёт в себе некоторый атомный заряд, способный обрушить стабильность и благоустроенность целого региона, имя которому Ивдель. Далее, лицо первым принявшее удар, конечно же, подстраховалось и послало запрос своему начальству - "что делать, тут пиздец!". Ему советуют попридержать расследование до экспертного мнения, возможно, даже прилетел какой-нибудь чин с ГОЛОВОЙ, осмотрелся и сказал: "У вас тут действительно полный пиздец. Если вы сейчас это покажете, полетите с должностей и будете прокляты до 10-ого колена. Поэтому приберите, подчистите, версию подгоните. И пока нужно спросить ещё повыше, что делать?". На том и порешили, тела, знай себе покоятся в морге Ивдельлага, всё, что нашли - припрятали, ждут сигнала.
Ждут себе, ждут. Это типичная российская тема, а, вдруг, само рассосётся? Не рассосалось. У Криво папа не простой, Римма Колеватова готова головой стены проломить, у неё брат - это её всё! И папа Дубининой ого-го человек. Они как налегли, так и заставили следствие шевелиться. *Поправочка.. не совсем они налегли, тут упустила важное. Вспоминаем, что УПИ инициировало свои поиски под давлением родителей, и просто потому что одна семья. Первыми на поиски вылетели Ортюков и Слободин (отец Рустема). Именно они первыми 20.02 встали на лыжи, и, каждый в своём направлении, начали самодеятельную поисковую операцию, сведения о которой впоследствии вычищались из показаний, смотрим мои посты выше об этом исчезнувшем этапе поисков. Вот именно этот пассаж и заставил власти предпринять срочные действия по корректировке версии с направлением группы Слобцова по выверенному курсу поисков, и выставить это говно-версию про "замёрзли". А так было бы пропали без вести.
Вернёмся. Почему вырезали Хой-Экву и Отортен? Потому что это священные места манси. Прямо СВЯЩЕННЫЕ! А там уши манси торчат отовсюду. Налицо убийство. Думаю, это прямо сразу было понятно, и манси везде: территория манси, тропа манси, охотники впереди, охотники позади, про ЧУМ Куриковых не забудьте, он был представлен во всей красе, а потом его разобрали и с землёй незаметно сравняли. Короче, всё говорит о манси. Вспоминаем, что только что прошёл съезд партии, никакое происшествие не может омрачить это событие. И, самое главное, национальная тема никогда ни до, ни после этого не поднималась. Сами представьте, съезд партии, а тут доклад наверх - студенты погибли, убиты, драка с местными жителями.
Такую шутку оценят наверху, снимут с должности за плохие новости и закатают в асфальт, такие новости ни один дурак наверх не понесёт. Даже, если это не местные жители, всё равно, это местные жители. Поэтому любое упоминание о манси решили искоренить, незачем эту тему поднимать вообще. Это сама по себе очень вредная тема, её не должно быть в государстве, где народовластие. Посмотрите, что начало происходить в 1990-е, когда народу разрешили выяснять, кто на земле хозяин, когда в зародыше перестали пресекать любую национальную вражду. Поэтому тему манси вырезали, но самих манси, мы помним, допрашивали с пристрастием. Потому что сразу что-то бросилось в глаза, сразу стало понятно, что пиздец. А что именно?
Уверена, это четверо в ручье. Тогда они лежали в ручье ли, не в ручье, (но точно не в 4ПЛ), но предварительный осмотр выявил у Дубининой перелом подъязычной кости, её удавили попросту. Это первое, что приходит в голову. У других тоже могли быть повреждения, которые говорили об убийстве. Тут даже завершения следствия не нужно, чтобы руководство Ивделя сходило под себя.
Как о таком доложить? Ну и время нужно чтобы понять, что вообще за люди, чьих будут, прощупать версии, догадки. Поэтому, следствие свернули и заморозили до лучших времён. До особых распоряжений. Думаю, до Москвы вопросы дошли, и из Москвы решение пришло.
Хой-Эква и Отортен - это тема межнационального конфликта, поэтому их убрали из официальной версии. А вот тема убийства - это уже другая тема.