Итак, шаг назад, два вперёд.
От посёлка 41 кв. лесоучастка до 2-ого Северного (заброшенного посёлка геологов, что прямо на Лозьве) по данным из УД 22-24 км. Позиционируется, что группа долго мяла свои тела, прежде чем усесться в сани и потащиться до 2-ого Северного, вышли в 16:30. У меня огромное количество вопросов к пути от 41 кв. лесоучастка, просто огромное. Но, выйдя из посёлка типа в 16:30 пройти по Лозьве, постоянно очищая лыжи от наледи 22-24 км - это даже мне с моим лыжным опытом на уровне школы (правда, с хорошим опытом, хорошей школы, с лесными походами) понятно, что невозможно. Невозможно идти на лыжах в полной темноте по мокрой реке. Моя версия – они вышли утром, по дороге встретили деда на лошади, он им помог с вещами, скорость у лошади, гружённой рюками была идентичной скорости лыжников.
Смотрим на фото, где дед Слава чистит снег на 2-ом Северном, это сумерки, рассветные или закатные, но сумерки, горит фонарь у него за спиной. Вот, если это закатные сумерки, то группа пришла в 2-ой Северный до темноты, что говорит о вранье в дневниках, о расторможенности и адекватности группы. Если это рассветные сумерки, то, опять-таки, это подъём, фотограф уже на ногах. Генератор пашет во всю. Значит, все скоро выйдут на свет Божий. Значит, всё по плану.
Я как-то склоняюсь к тому, что это вечер 26.01. И всё по плану.
Возможно, не в тему. Мне попалась фотография 41-ого лесоучастка (так в комментах написано), раскрашенная – вот она:
Мы видим дома из круглых брёвен. На фото избы с лесниками стыки между брёвнами оштукатурены. Она белая, изба.
Очень заметная архитектурная деталь, которая была бы видна на фото. Встречается на фотографиях Вижая начала 1960-х. И что-то мне подсказывает, что на такую богатую отделку врятли стали бы заморачиваться в каком-то Богом забытом месте. 41-й кв. лесоучастока – явно, благоустроенный посёлок. Тем более, что там есть магазин продуктовый, где группа затаривается всякими ништяками. А что тогда за избы на выше представленном фото? И где это?
Спросите, к чему этот вынос мозга? Смотрим план похода так, как он представлен в УД:
Свидетели из лесхоза показывают, что от 41-ого кв. лесоучастка до 2-ого Северного 22-24. Какова скорость перемещения дятловцев по Лозьве? За 2 часа одолели 8 км, а им нужно 22-24. Лошадь идёт даже хуже, чем туристы. Вопрос – когда они все добрались до 2-ого Северного??? А не пришлось ли им заночевать, не дойдя до него? Ещё раз, вышли бы с утра – дошли бы, при выходе в 16:30 – без мазы одолеть такое расстояние. С медленной лошадью и прилипающими к пути лыжами.
Далее, вверх по Ауспии (до перевала в Лозьву) – 38км. Это норм. Это два дня. Но. Уходит 4?
В общем, я даже не знаю, что ищу, но километраж и условия не бьются с количеством ночёвок и их геопозией.
Вот, если они ночевали где-то между 41 кв. лесоучастка и 2-ым Северным, тогда понятно, почему у Ярового они вышли, дошли до 2-ого Северного с дедом и лошадью, остановились там на 2 часа, отправили хромого Юдина домой с посылкой, за которой он и приходил, и прошли ещё 10 км прежде, чем встать на ночлег. И это была бы та самая ночёвка, которая прямо у устья Ауспии. Под Хой-Эква. И тогда не возникает вопросов, что мало прошли за день.
Далее, вверх по р. Ауспии 38 км – это от 2-ого Северного. Норм. Перевал в долину Лозьвы – 14. Странно, но ладно. А далее, восхождение на Отортен 20 и возвращение с него – 18. Где Дмитрий нашёл разницу в 1,5 раза? Всё вполне себе нормально и похоже на правду. Ну с перевалом в Лозьву есть вопросы, но это не вызывает бурных эмоций.
Из всего того, что я написала выше, я вывожу, что дней на заданное расстояние должно уйти меньше, группа под перевалом должна оказаться раньше, чем по официальной хронике. Стоянки ночёвок вызывают вопросы.
Это всё был пункт 1) по маршруту от 41-ого кв. лесоучастка.
Далее, вот цитата из интервью Майи Пискарёвой с вижайцем Андросовым:
«Была тропа, и по ней они пошли, это самый легкий путь и короткий.И никаких загадок тут нет, и еще раз нет, это так понятно - выбирали более хорошую дорогу. По "кварталке" они бы плелись очень долго, по тропе намного быстрее и короче. Туристы собирались идти по мансийской тропе, которая начинается у р.Лозьвы, на устье р. Ауспия и идет на хребет вдоль р. Ауспия. По ней манси гоняли оленей весной на Урал, а осенью с Урала в тайгу. Тропы эти старые и отличные для передвижения, все туристы ходили только по ним. И в то время они были на картах отмечены.Вся тайга, или лесистая местность, разрезана на кварталы, в то время квартал имел размеры 8 км х 4 км. Затем 4 х 4, при мне кварталы были 4 х 2 км, а сейчас, когда я с поселка уехал, стали 2 х 2 км. И именно это имел Ремпель в виду, когда говорил про просеку, ширина просеки составляет 1 метр, затесана с двух сторон затесками, мимо не проедешь.Перевал Дятлова назвали после гибели туристов. А тропа там существовала сотни лет, как там начали жить манси, так и появились тропы. Это как дороги, без них никуда нельзя попасть. Ни в гости, ни на охоту, оленей на Урал гонять надо, там происходит отел. Тропа - это мансийская цивилизация, она может идти на хребет (Урал), дальше через Урал, в Пермскую область, в Коми, на реку Обь, в тундру, через поселки. Это как наши автодороги...Лозьва широкая и глубокая, опасно там идти .И по берегу бурелом. А Ауспию перешагнуть можно. В верховьях Лозьвы надо ходить очень осторожно, много талых мест, открытых мест, много наледей (когда вода идет под снегом) и прочих неприятностей. Лучше идти по горам, чем по реке. Повторяю, самое удобное продвижение на Уральские горы и далее - это мансийская тропа по реке Ауспии, она начинается от реки Лозьва и идет на хребет. На хребте она естественно не видна, но там уже идут по маршруту, проложенному по карте. И этот маршрут довольно старый, и туристы о нем давно знают. Это самый удобный маршрут. Тропа выводит на Холат-Сяхль, а там видна и гора Отортен, и прочие горы. На хребте тропа исчезает, т.к. нет деревьев, и туристы идут сами дальше по своему маршруту. Туристы ведь шли именно по ней, по мансийской тропе на хребет. Пашин и первые переселенцы, основавшие Вижай, хребет переходили как раз по этой мансийской варге, где потерялись туристы. Пашин эти места очень хорошо знал. Поэтому его и привлекли к поискам...Вопрос, почему он поставил палатку не в тайге, а на открытом склоне? Вот в чем причина, и она самая главная. Поставь в тайге, и, может, все были бы живы...Почему они не спустились? Хоть и говорят, что он опытный турист был, якобы хотел на Отортен пораньше выйти и прийти засветло. Турист со стажем, а тем более опытный, не поставит палатку, там где ее нашли»(http://samlib.ru/p/p...ndrosovym.shtml)
Здесь необходимо ещё добавить определение, что такое верховья рек. Это самые высокие участки, фактически, у истоков рек, для которых характерны большие углы склонов. Пробежаться по верховьям одной реки – это значит пробежаться от одного истока до другого по склону горы. Фиксируя переход от верховий Ауспии до верховий Лозьвы, план не диктует хождение по самим рекам. Идти можно и по склонам гор. То есть само по себе определение верховий реки не есть русло этой реки. И идти по верховьям реки – это не значит идти по реке.
Чтобы закрыть вопрос перемещения по Лозьве вот:
Радиограмма Сульману, 26.02, 13 часов. (УД, Лист 144):
"Соединились с Вижайским спасательным отрядом. Они верховья Лозьвы обследовали и следов не обнаружено. Они перешли верховья Ауспии. Их последняя стоянка и лыжня, которая идет на хребет и в горах теряется. Их люди разбиты на 3 группы одна группа на хребет по течению Ауспии. Лыжня идет на хребет где теряется тчк Спасательный отряд разбился на 3 группы которых одна ушла поиски на хребет тчк По возвращении отряда обсудим как лучше искать тчк Тут только один их представитель который остался для встречи с нами тчк Неволин"
Вижайский спасательный отряд, если кто не знает – это Пашин с Чеглаковым и Ко.
То есть выбор пути на Отортен был продуман. Даже предопределён исторически. Присоветован кем-то, с кем Дятлов беседовал перед выходом из Вижая. Это моё мнение. Ни по каким Лозьвам дальше Ауспии никто не ходил. Если только поисковики проверяли наличие следов.
Это второй пункт. И третий. Самый важный.
Вот цитата из Ярового:
«Ура! Наконец-то мы добрались до (Ауспии)! Даешь (Отортен)! (Ауспия) — последняя речка, по которой нам предстоит карабкаться на хребет. Послезавтра мы будем штурмовать (Отортен). …
…После трех-четырех километров по льду (Ауспии) опять полезли на откос. Нелегкая эта была затея и совершенно ненужная, так как все равно надо идти по (Ауспии). Но ненормальный вундервунд, первым взобравшийся на откос, так отчаянно орал и размахивал руками, что все потеряли головы. "(Отортен, Отортен) сюда!" И когда я, наконец, выпрямила спину и перевела дыхание, я, честное слово, простила (Тибо) все его проделки. …. Урал, настоящий Урал можно увидеть только здесь.
"Смотрите, смотрите!"
…тучи вдруг раздвинулись, и в просвете между ними загорелись две совершенно одинаковые вершины. Вот картинка! Два лысых гольца, проткнувшие тучи, были залиты кровавым закатом. Неужели это тот самый (Отортен)? Впечатляет!»
Разве Отортен виден с Ауспии? Приведу здесь фотографию:
Вот что-то такое можно наблюдать с Ауспии. Но это не Отортен? Могли ли дятловцы принять за Отортен вершины, которые находились по ходу группы? И из этого строить свои планы? Например, как в цитате: «послезавтра мы будем штурмовать Отортен».
Только поднявшись на перевал, они смогли бы увидеть настоящий Отортен и рассчитать свои действия. А на перевале их ждала вот такая картина:
И вот с этой точки видно, что напрямки – это не самый лёгкий вариант.
Зато по вершинам – это почти ровная трасса:
Поисковики работают в валенках. Значит, можно и в валенках. Хотя передвигаться быстрее на лыжах. Тем более, 14 км.
Ну и в довесок. Облом, который состоялся в ожиданиях. Думали, вот он, Отортен, поднялись, а это не Отортен. Давай выяснять, идти – не идти. Идти и разделиться? Могли и поругаться. «Совет в Филях» не может иметь отношение к решению, идти – не идти на Отортен?