5 марта. Рано утром мы приехали в Ивдель. -15,3 градуса, абсолютно ясно, тихо, иногда задувает до 3-4 м/сек. Зарегистрировались в Поисково - Спасательной Службе. Двинулись до Вижая на «буханке». Приехали в 11 часов местного (ЧХВ – 2.50). Далее на снегоходе с санками. В 15 часов приехали в Ушму (ЧХВ – 3.30). К вечеру в 19.30 были на базе Ильича (ЧХВ – 2.20). Ясно, тихо, -18 градусов, 735 мм рт ст. Заночевали.
6 марта. К 9 часам температура поднялась до -7 градусов, давление упало до 727 мм рт ст, пошёл средний снегопад, ветер слабый. В 13.30 местного Валера выгрузил нас на начале спуска с седловины перевала Урочище в 4ПЛ, к кедру (ЧХВ – 4.15). До вечера обустраивали лагерь на ЛБ 1 ручья, примерно посередине между тр. деревом и обрывом ЛБ (тем, который выше места настила). Сплошная облачность, идёт мелкий снег средней интенсивности. Давление вечером в 22 местного выставил (пришлось чинить барометр, не выдержавший тряски в санях) с учётом дневной динамики на 725 мм рт ст. От этого показания «плясали» далее в оценке дальнейшей динамики погоды.
7 марта. В 7 часов утра давление подросло до 728 мм рт ст, -5 градусов, самым утром тихо (в середине ночи стихло наверху), идёт снег не сильно.
Писали треки, снимали. Прошли левым берегом 1 ручья до его верха, миновали гривку ПБ с серией кедров (напротив неё, на ЛБ обширные поляны-прогалы). Выше этих кедров/ёлок 1 ручей, собственно, вырождается практически и мы резко пересекли его, направившись ко 2 ручью. Вышли к самому верхнему островку ельника на его ЛБ и отсюда двинулись вниз по левому борту. Фиксировали места кедров на этом борту (фото59), замеряли глубину снега, от снимали состояние оврага вплоть до устья.
У устья 2 ручья перешли на ПБ, сняли кедр с иконкой. Далее двинулись правым берегом 4ПЛ до плотины. Перешли по ней (занесённый ствол кедра практически на уровне воды) на левый берег и этим бортом двинулись вниз, вернувшись опять-таки к устью 2 ручья будучи уже на этом берегу. Далее прошли немного выше по 4ПЛ и поднялся лесенкой на панорамный холм непосредственно по его крутому склону. Сверху поснимали, но погода для этого была плохая – снег, облачность, глазами же шест от былого флага на кедре был виден.
Далее Володя занялся обследованием склона холма, спустившись к устью левого ручья, а я пошёл писать трек левого ручья (левым бортом – вверх, правым бортом – вниз, к устью ручья.
Далее левым берегом 4ПЛ к устью 1 ручья. Далее по борту ЛБ поднялся к местам Люды, ребят, настила, тр. дерева и замкнули трек в лагере.
После 17 часов про тропили (делали задел на завтра) лыжню по правому борту 4ПЛ (на удалении от русла) к району безлесного «пятака»-возвышенности Зины, спустились к оврагу-началу 4ПЛ (дистанция Рустема). Далее по руслу - до полосы ельника, который примыкает/тянется к тр. дереву. От начала ельника, вдоль него, стали удаляться от русла – это возможный путь ребят, проверяющих/ищущих подходящий лес, и мы оказались опять-таки у тр. дерева.
Такие треки были записаны в течении дня.
В районе 16-17 часов стало -12 градусов, чуть утихло на время, даже проблески голубого неба показывались. А к вечеру опять всё заволокло, ветер шумит, снег мелкий идёт, при том, что давление к 21 часу стало 739 мм рт ст, то есть заметно подросло с утра.
8 марта. В 8 часов было -12 градусов, 741 мм рт ст (те есть подросло от вечернего на 2 единицы), сплошная облачность, снег слабый, ветер гудит наверху, а у лагеря нашего тихо, в отличии от ночи, когда у палатки (в вымахавшем за 60 лет березняке) задувало до 4,4 м/сек и более).
В обед и вечером (в 18.30) было -8 градусов, давление стало 744 мм рт ст, снег + ветер то интенсивнее, то тише – погода дрянь наверху и внизу временами так же.
С утра работали в районе кедра. Азимуты, расстояния, дублировали ракурсы фото59, замеряли глубину снега нынешнюю и 59-го года по «меткам» на фото59.
После обеда от устья 1 ручья отметили дистанции 300 + 180 + 150 метров (промеряли 50-ти метровой верёвкой), повесили флажки на этих дистанциях. Сильная метель. На спуске замеряли ветер:
- район Зины – до 17,4 м/сек
- район Рустема – над оврагом до 15,3 м/сек; в овраге (практически полностью занесён в этом году, нет никаких карнизов) до 12,2 м/сек доходило
- район Игоря – до 14,7 м/сек
- за 100 метров до 1 ручья – порывы до 12 м/сек
- у устья 1 ручья – доходило до 8 м/сек.
То есть в очередной раз наглядно продемонстрировано – 4ПЛ запросто продувается даже в нынешних заросших условиях.
Свежего снега за два дня навалило/нанесло сантиметров 30-45 (заметно по глубине до более-менее плотного снега/наста и по абсолютно занесённым лыжням).
До середины ночи с 8-го на 9-е барометр застыл на 744 мм рт ст и было то тише, то усиливалась метель.
9 марта. Под утро давление упало до 740 мм рт ст, температура -8 градусов, началась настоящая пурга. У лагеря в березняке стало хорошо дуть – до 9,1 м/сек. Наверху – жесть: снегопад, ураганный ветер, сплошная облачность.
Ушли дорабатывать «метки»59 под панорамным холмом, на гривке левого ручья (метки 1-3 в моей терминологии). Попытки сфотографировать метки под панорамным холмом (что на изгибе 4ПЛ). На месте мы их идентифицировали по фото59, но отметить на сделанных сверху снимках вряд ли удастся – всё заросло, не разглядеть. (То, что удалось определить глубину снега в 59 году по различным меткам фото59 – на мой взгляд, самый существенный результат поездки. О чём упоминал в свое теме: https://taina.li/forum/index.php?msg=789579 )
Снимали в районе устья 1 ручья, в том числе перспективу вверх по 4ПЛ можно было видеть.
К 17 часам стало заметно тише, температура -5 градусов, давление стоит как вкопанное на 740 мм рт ст. Пару раз на небе проявилось солнце и наблюдались проходы границ фронтов облачности. Вроде стихает непогода. По крайней мере появилась видимость на дальние склоны вокруг.
10 марта. В 7 часов утра нас встречал тёплый ЮЗ ветер: палатку колыхали лёгкие порывы этого ветра. Температура -6 градусов. Давление упало до 734 мм рт ст. Над Лозьвой (в Лозьву) гонит свинцового оттенка образования, выделяющиеся на сплошном фоне серой облачности. Снег едва идёт.
К 9-10 часам пришёл мощный снежный заряд – повалил снег при ветре, отклонившемся несколько к западу от былого ЮЗ направления.
Отправились рыть карнизы, пещеру на 1 ручье в районе обрыва ЛБ. Мероприятие заняло более трёх часов. Рыл хорошей лавинной лопатой и «лыжей» (взял полутораметровую дощечку для экспериментальных раскопов – аналог лыжи ребят; не копать же своей лыжей – сломаешь ненароком; плюс использовали эту дощечку в качестве линейки при замерах глубины снега).
«Отрезали» (до земли на борту) фрагмент карниза шириной примерно метр. Сиганул на него с борта, чтобы обрушить и посмотреть на динамику. Володя снимал на видео. Если в двух словах – слабая динамика: ну, обрушил, приземлился/съехал на нём до низа, всё.
Далее здесь же, под вырезанным/обрушенным участком, отрыли яму до самого русла. Там потихоньку течёт вода. Над руслом была небольшая полость (высотой сантиметров 40) и при рытье ямы пару раз снег над руслом проседал в результате наших манипуляций – обращали на это внимание, так как перспектива быть заваленным в этой яме раскисающим снегом карниза меня абсолютно не вдохновляла.
Далее в профиле срезанного карниза вырыли пещеру длинной примерно метр двадцать, высотой метр, шириной сантиметров 70. Больше сечение карниза просто не позволяло. Рыться дальше в этой норе у меня опять же желания не было – в какой момент эта хрень рухнет на голову совершенно непонятно.
Всё творение засняли на фото, видео. Как хотя бы аналогичное рытьё осуществить голыми руками или какими-то палочками-копалочками – ???
Нанесённый за последние дни слой свежего снега на верхней части карниза имел массу 665 гр при объёме 4,8 литра. Плотность снега в теле карниза характеризовалась массой 1,255 кг на 4,8 литра.
К середине дня давление чуть повысилось до 736 мм рт ст. Появились окна голубого неба. Температура -1 градус. Показался противоположный хребет за Лозьвой.
После обеда отправились подкорректировать метки Игоря, Рустема, Зины, ориентируясь не только на дистанции, но и на рисунки Масленикова и фото Якименко с лыжной палкой на месте Зины.
Володя повторно замерял ветер на контрольных точках.
Лыжню нашу за сутки занесло полностью (см на 25). И в целом за четыре дня пребывания внизу нанесло/навалило свежего снега сантиметров 60-70.
К вечеру давление подросло до 737 мм рт ст. Температура -5 градусов. Открылись горы за Лозьвой. В лагере к ужину тихо. В ночь после 24 часов стали открываться большие окна со звёздами, снег не сильный, походил на ледяную крошку (барабанил по палатке будто пошёл дождь – от этого звука я и проснулся, обеспокоенный ситуацией).
11 марта. Утром в 7 часов температура -5 градусов, давление 740 мм рт ст (чуть подросло с вечера), снег едва идёт, небо очищается. Работали на склоне весь день.
Поднимаясь, снимали на точках Игоря, Рустема, Зины. Хорошо просматривались гряды на склоне – в этом плане картина была близка к чернеющим склонам 59-го года. В районе палатки на полке торчали установленные Каном указатели положения МП Игоря Б. и артефактов на языке. Положение МП СОЗ (по Харлану) выставили относительно елочки и языка. На нахождение точек съёмки ТС1-ТС4 (опять же по координатам/азимутам/расстояниям от Харлана) пришлось забить, так как время на это явно требовалось много, а были более актуальные дела. Постарались побольше поснимать, так как можно получше рассмотреть камни-ориентиры59 (если ещё есть такие энтузиасты). На месте МП СОЗ толщина снега оказалась примерно 150 см (замерили в одном месте и ограничились).
Крутизну склона промерили примерно по тому же пути, по которому замерял склон летом 2015. Практически на всём протяжении ровный снежный склон имеет крутизну 17-18 градусов. Лишь под кромкой перегиба доходило до 21 градуса. Начерчу схему по замерам. Аналогичная крутизна была и зимой 2014 – 17-18 градусов.
Ветер в начале работ на МП был от 5,6 до 10,2 м/сек. На верхе отрога чуть позже от 2 до 3,8 м/сек. Температура -6 градусов.
После промера крутизны Володя ушёл на северную сторону отрога писать звук и снимать верховья 3ПЛ.
На пологом верху отрога были катышки оленей и жёлтые пятна их мочи. Вернувшись от Володи сходил на место трубы – её не было, чешутся руки у кого-то.
Снял путь промера со стороны (в профиль).
Метров на 15-20 в стороне от МП (дабы не портить склон профессионалам непосредственно на месте палатки) отрыли шурф до земли. Глубина снега оказалась 185 см. Замерили плотность в верхнем (явно свеженаметённом слое – сантиметров 70), в слое перекристаллизовавшегося снега (был на глубине 2/3 от верха и толщиной сантиметров 40-50) и в смёрзшемся прочном слое над камнями (цифры записывал Володя). Замерили температуру в слоях.
Отрыли столбики сечением 20 на 20 см, стоящие на перекристаллизовавшемся слое и попытались их сдвинуть, замеряя динамометром. Володя снимал на камеру. Надеюсь получилось. Первый раз не успел заметить показания, пришлось повторять эксперимент – получилось усилие в 52 кг. Этим всем рулил Володя – ему и освещать все детали/результаты.
Погодное окно позволило и на склоне поработать, что отрадно. Закончив на склоне, спустились к обелиску, оттуда в лагерь.
День выдался напряжённый, но у меня по-прежнему «свербело» с экспериментом в одежде Зины. В общем, напряг я Володю в последнюю ночь своими похождениями.
Ночь с 11 на 12 марта. Пришлось урезать свои замашки до приемлемого Володе уровня/длительности. Оделся и отправился в носках ползать по снегу (которого навалило до фига, как понятно из описания выше), собирать ветки/дровишки, жечь костёр.
Начали в 21.40. Дошёл от палатки до кедра. За кедром в районе выворотня разрыл ногами яму до земли. В 22.20 первая охапка веток горела в костре. Володя ушёл снимать с панорамного холма подсвеченный кедр и палатку, а я стал ползать по ближайшей окрестности собирая дровишки – не разбежишься, но ничего запредельного. Набираешь охапку, возвращаешься к костру. По возможности пользуешься ранее протоптанным путём. Глубина снега непосредственно под кедром, на месте костра в этом году 80-85 см; на подступах к кедру и по округе порядка 120-130 см была. В 23.08 Володя вернулся с панорамного холма (кстати, ковыряясь у кедра, я слышал, как Володя на холме записывал комментарии на диктофон). У меня всё хорошо горело и было понятно, что заниматься мне этим можно и дальше. Решил, что с костром всё ясно и надо попробовать глобально перемещаться. Вернулись к палатке и, в сопровождении Володи, мимо тр. дерева пошёл на русло 4ПЛ. В березняке было трудно и на 4ПЛ поначалу тоже сильно «тонул». Двинулись вверх. По мере подъёма становилось всё легче – снег здесь уплотнялся ветром и на подступах к Игорю шлось уже легко. От места Игоря (23.45) решили переместиться севернее, в сторону левого ручья (как раз в этой стороне путь интересует Володю, в соответствии с его представлениями о событиях). Стоило подняться несколько метров на левый борт, как сразу увидели подсвеченные кедр и палатку (её хуже видно сквозь густой березняк). Двигаться по открытым местам было легко, не проваливался. Мы описали здоровую дугу, чтобы гарантировано обойти начало левого ручья и оказаться на его левом борту. По мере углубления в здешние заросли проваливался в снег всё глубже: по колено, по развилку. На всём пути были видны подсвеченные палатка и кедр – то есть спускаясь по обширному и ровному пространству севернее 4ПЛ, кедр с костром всё время остаётся в прямой видимости; рельеф (гривка) закроет видимость, если только спускаться непосредственно по руслу левого ручья. В 00.21 добрался до панорамного холма без особых напряжений. Тяжеловато, медленно, но не более. С холма также видны были подсвеченные палатка и кедр. Пересёк левый ручей и в 00.38 добрался до устья 1 ручья. Очень долбёжно оказалось пересекать русло 4ПЛ (напротив устья), там, где оно описывает дугу под левый берег 4ПЛ. Труднее всего оказалось выбраться на крутой рыхлый снежный борт за руслом. Пришлось помесить снег, постепенно поднимаясь от русла. Далее по левому берегу 1 ручья мимо настила, выше перешёл овраг и вернулся к кедру посмотреть на костёр. Он полностью прогорел. Осталось лишь одно полешко – похоже не удачно лежало, все остальные прогорели полностью. В 01.04 вернулся от костра к палатке – на этом наш эксперимент закончился. Получилось 3 часа 15 минут хождения по округе. На верхней части стопы был датчик, показывал температуру 32,3 градуса (под рубашкой тоже был датчик, но о температуре тела по нему нельзя было судить – надо было на пузо клеить или в трусы совать). Глюкометр брал, сахар замерить до и после, но он сдох, к сожалению. Записывал по ходу дела на диктофон небольшие комментарии: https://yadi.sk/d/A-x3S-9VJE9qcw
12 марта. Утром -5 градусов, давление 736 мм рт ст. Упало на несколько миллиметров, что отразилось/сочеталось с ухудшением погоды: небо заволокло к утру, снегопад, слабый ветер. Долго упаковывались, откапывали/очищали палатку и в 12 часов отправились на встречу с Валерой. Выйдя на 4ПЛ, протречил оставшийся кусочек русла – ту дугу к северу, которую описывает русло, прежде чем вернуться к устью 1 ручья.
На перевал Урочище поднимались в сплошном «молоке». На стороне Ауспии стало чего-то видно. Только в 16.30 добрались (почти) до оговорённой точки встречи и Валера как раз подъехал на «Буране». На базу Ильича приехали в 19.40. Передохнули, попили чайку и в 21 час двинулись дальше. В Ушму приехали в 24 часа. Заночевали.
13 марта. Из Ушмы выехали в 12.40. Примерно в 18 часов доехали до Вижая (ехали по длинной дороге левого берега Лозьвы). Перегрузились на «буханку» и в 21 час добрались до Ивделя. Снялись с учёта. Ночью загрузились в поезд.