После некоторых замечаний и комментариев, дополнила и переписала несколько пунктов авторского анализа.
5. Походная обувь Семёна.
В походе Семён пользовался двумя видами обуви: лыжными ботинками для дневных переходов и стёгаными бурками для отдыха и сна.
На лыжные ботинки Семён одевал брезентовые чехлы(чуни). Они предохраняли ботинки от снега и увлажнения, способствовали сохранению тепла.
Особое внимание хочу уделить второй обуви Семёна, той, которую он одевал во время ночёвок в палатке - его чёрным стёганым буркам.
Несколько слов об особенностях такого вида обуви и её пошива.
Бурки - это старинный вид обуви. Они всегда были незаменимы и удобны во время зимних походов и долгих поездок.
Пошить тёплые бурки можно было практически из любой тёмной плотной ткани. Это могло быть уже отслужившие, драповое пальто, непромокаемый плащ, или даже фуфайка,
если она была не совсем изношена. На подкладку для таких бурок использовалась ткань и обыкновенный ватин. Все детали бурок обязательно простёгивались, на машинке или вручную.
На "пятки" бурок, чтобы служили дольше и не вытирались, пришивали куски искусственной или натуральной кожи.
Вот такой вид бурок и носил в своём последнем походе Семён. И пользовался ими только во время отдыха и сна, так как у них была мягкая, матерчатая подошва и отсутствовал каблук.
Небольшой отрывок из воспоминаний Ю. Юдина("Сто вопросов Юдину" М. Пискарёвой) о бурках Семёна:
"14. Как Вы утеплялись и вообще как туристы утеплялись , раздевались , меняли одежду? Спали без обуви , без валенок? ... Интересны все подробности , в какой одежде и обуви ложились туристы спать в холодную ночевку .
- ..Обычно все брали что- то теплое на ноги, когда ноги в тепле, то и телу тепло. Брали обычно носки меховые, как правило, некоторые, а некоторые делали бурки.
Вот такие бурки были у Золотарева, они были стеганные, на вате, он надевал их только перед сном... В обуви, конечно, не спали, т.е. вернее в ботинках не спали, их обычно снимали, ну в валенках, конечно, спали,
у кого были, на холодной ночевке..."
Ещё одно свидетельство Ю. Юдина о бурках Семёна(из письма Юдина к Helge, от 14.05.08 г.): "...У Золотарёва были стёганые, ватные, мягкие бурки без подмёток, для сна."
Обувь, в которой нашли тело Семёна в мае - именно те самые бурки, которые он одевал только "перед сном" и "для сна",
и в которые он переобулся перед началом трагедии, вместе с остальными туристами готовясь к предстоящему отдыху.
6. Посмертные, личные вещи и предметы, обнаруженные на теле Семёна.
Какие общие выводы можно сделать, исходя из наличия на теле Семёна его собственной посмертной одежды, обуви и предметов, без учёта присутствия чужих вещей?
- На теле Семёна отсутствовал собственный головной убор.
- В конце трагедии Семён оказался без своей верхней тёплой одежды(чужая, накинутая на тело, женская куртка не в счёт).
- Одежда на торсе Семёна, и ниже пояса, осталась в том же составе и порядке, как и до начала ЧП, в его обычной, походной жизни.
- Бурки на ногах Семёна оставались в течении всего ЧП, вплоть до летального исхода.
- Как и шарф, зафиксированный булавкой, который он всегда одевал на шею во время лыжных переходов.
- На теле Семёна были обнаружены фотоаппарат/футляр и защитная туристская маска, висящая на ремешках, на шее.
Поэтому, исходя из списка итоговой, собственной посмертной одежды Семёна, при предположениях, во что он был одет до начала трагедии, мы должны обязательно учесть и объяснить следующие нюансы:
- Отсутствие верхней тёплой одежды.
- Отсутствие головного убора.
- Присутствие бурок на ногах Семёна.
- Наличие в начале ЧП у Семёна фотоаппарата и туристской маски на шее.
7. Как мог быть одет Семён до начала ЧП.
Сначала разберёмся, что из вещей Семёна, которые он постоянно носил в походе, остались в палатке. Это берет, штормовка и спортивная шапочка.
Судьба старых рукавиц и ватника не известны. Рукавицы, впоследствии, могли лежать неопознанными в куче других мелких неопознанных вещей.
А могли быть и с Семёном во время ЧП, это так же равновероятно, как и то, что Семён, до и во время ЧП, мог быть одет ещё гораздо теплее, чем мы об этом думаем.
Потому, как мы не знаем, на каком этапе происшествия, канул в лету его военный ватник.
В брошенной палатке он отсутствовал, иначе бы его сразу заметили по отличиям в цвете и покрое от остальных гражданских телогреек.
Тут стоит вспомнить о некорректном опознании вещей Семёна в Ивделе(УД 1, 15 - 16), когда к его немногочисленному имуществу были приписаны несколько чужих вещей,
принадлежащих другим туристам. Как - то: белый шарфик Люды, чёрная, "пропавшая" телогрейка Николая, фотоаппарат, объектив и видоискатель Георгия.
Поэтому, будем считать опознание чёрной телогрейки ошибочным, эта вещь Семёну не принадлежала. А значит есть все шансы на то, что до и во время ЧП,
какое - то время на Семёна всё - таки был одет его собственный военный ватник.
Три факта из материалов УД, которые свидетельствуют о том, что Семён, к началу ЧП, уже успел переодеться или заканчивал процесс переодевания вместе с остальными туристами:
- Снятая и оставленная в палатке штормовка.
- Завершённый процесс переодевания обуви. Смена ходовых ботинок на бивачную обувь - ватные бурки. Впоследствии ботинки, как и штормовка, были обнаружены оставленными в палатке.
- Оставленные в палатке, после начала ЧП, оба головных убора: берет и спортивная шапочка.
Другие манипуляции Семёна с одеждой и предметами во время переодевания, до начала ЧП, нам достоверно не известны.
Потому, как малочисленные факты из материалов УД, не дают нам полной информации о степени "одетости" Семёна до начала ЧП.
Поэтому далее будут перечислены только мои предположения, которые, на мой взгляд, наиболее вероятны и не противоречат вышеперечисленным фактам из УД.
До начала ЧП все туристы уже успели снять с себя штормовки, в том числе и Семён.
Вероятнее всего, что, сняв влажную штормовку, Семён сразу переоделся в сухой и более тёплый ватник.
Свои лыжные ботинки Семён успел поменять на бивачную обувь - ватные бурки.
Берет, скорее всего, оставался одетым на голову Семёна, так как растопка печки в тот вечер не была запланирована.
По этой же причине Семёном был оставлен на шее скреплённый булавкой шарф.
Поменять берет на спортивную шапочку и снять шарф в неотапливаемой палатке, Семён, вероятнее всего, собирался перед сном.
То, что впоследствии Семён оказался без головного убора, я объясняю его поспешным покиданием палатки.
С его головы снесло берет, так же, как с некоторых туристов, при экстренной эвакуации из палатки, слетали вещи, шапки и даже обувь.
С очень большой долей вероятности можно считать, что на начало ЧП, у Семёна уже был с собой фотоаппарат, висящий у него на шее или через плечо, на боку, под одеждой.
Объяснение этому предположению очень простое: Семён, при переодевании, не снял с себя фотоаппарат, потому что предстояла холодная ночёвка.
Во время холодных ночёвок туристы старались держать фотоаппараты в тепле, если на следующий день собирались ими воспользоваться.
Поэтому, если на ночь печь не топилась, с вечера туристы одевали фотоаппараты на себя, под одежду, чтобы за ночь они не замёрзли в холодной палатке.
Оставшаяся туристская защитная маска на шее Семёна, предполагает некую незавершённость процесса его переодевания в палатке до начала ЧП.
Такими масками туристы пользовались во время лыжных переходов для защиты лица от холода, ветра и попадания снежной пыли.
В палатке, при переодевании, влажные маски туристами всегда снимались. Во время отдыха и сна, отсыревшие за день маски, туристы сушили на себе, между несколькими слоями одежды.
Особенно, если планировалась холодная ночёвка, без использования печки, как источника тепла.
Поэтому, можно предположить, что по каким - то причинам, перед ЧП, Семён снять с шеи влажную маску просто не успел, или ему что - то помешало.
Например, если надо было выйти и переждать некоторое время стеснённость и столпотворение в палатке, при всеобщем переодевании.
Или по причине внезапно возникшей технической проблемы, связанной с недоустановленной палаткой, чтобы потом всё равно вернуться к прерванной подготовке к отдыху.
Но, выйдя из палатки из-за любых перечисленных причин(а могли быть и другие предлоги), Семён обязательно должен был остаться в головном уборе.
Потому как на этот раз, на ночлег туристы устроились не в тихой, лесной зоне, а на голом, сильно продуваемом склоне.
Здравый смысл и осмотрительность Семёна не позволили бы ему оставить берет в палатке и выйти с непокрытой головой.
Не представляю Семёна без шапки, на ветру - человека, который следил за своим здоровьем, тепло одевался и пил в походе витамины.
Поэтому склоняюсь к следующему варианту событий: ЧП застало Семёна в палатке, когда его процесс переодевания был почти завершён.
Ему оставалось снять с шеи маску и поместить её для просушки под жилет или сп. куртку.
Только так можно на момент начала ЧП, объяснить одновременное присутствие у Семёна на шее влажной защитной маски и отсутствие берета на голове.
8. Насколько велика вероятность того, что хорошо, на первый взгляд, одетый Семён(в ватнике и бурках) мог специально и целенаправленно покинуть палатку,
пока переодевались остальные туристы, незадолго до ЧП, для осмотра близлежащей территории на предмет какой - либо замеченной, предполагаемой угрозы?
Могло ли ЧП застать Семёна на приличном расстоянии от палатки, отделённым от остальной группы туристов?
Если такие действия Семёна имели место быть перед началом ЧП, то тогда в этом варианте легко объясняется присутствие у Семёна фотоаппарата для съёмок
и защитной маски на шее, которая не была лишней на открытой, хорошо продуваемой местности.
Но тут надо учесть, что на Семёна была одета обувь, не приспособленная для отдалённых от палатки прогулок. Потому как бурки Семёна - это аналог очень толстых домашних носков
или матерчатых, мягких тапочек без подошвы. Такая обувь, как бурки, не предназначена для ходьбы по сугробам.
В принципе, если ходить в них без груза и избегать камней, то их прочности хватит на некоторое время для перемещения вокруг палатки по сухому, неглубокому снегу.
А уровня теплоизоляции - на не очень сильный мороз. Но, принимая во внимание благоразумие и рациональность мышления Семёна, предполагаю, что он не пошёл бы
в неудобной и скользкой обуви на рекогносцировку близлежащей территории. Обязательно оставил бы на ногах лыжные ботинки, как более подходящую для такой миссии обувь.
В этом варианте так же не ясен вопрос об отсутствующем головном уборе. Кроме непрактичности бурок, Семён должен был подумать и об обязательном утеплении головы.
Поэтому такой вариант, с намеренным отходом Семёна перед ЧП на приличное от палатки расстояние, считаю маловероятным из-за двух серьёзных аргументов "против":
неподходящая обувь и отсутствие головного убора(его берет и сп. шапочку нашли оставленными в палатке).
Поэтому, опять возвращаюсь к предположению, что ЧП Семёна должно было застать в палатке, в конце переодевания, при подготовке к будущей холодной ночёвке.