Реконструкция драмы на Перевале Дятлова

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



9 этапов ДТ. Номер – раз, два, три

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

резерв для Основной статьи

Подпись автора

Мои версии, экспы, альбомы, интервью и тд: https://sledopyt1959.mybb.ru/viewtopic.php?id=79

0

2

Девять этапов ДТ. Цикл статей.
Этапы №№ 1…3

ОСНОВНАЯ  СТАТЬЯ
Проект

Назначение Статьи:
- учебное пособие для начинающих знатоков-следопытов Перевала-59
- справочник для авторов версий и полу-версий
Отв. редактор:
–  Кошкин А.Н. (ник на ДТ-форумах Саша КАН)
Референты:
- Борзенков В.А. (?), ники на форумах: W, Исаев, Глюк, Dyatlov...
- Панфилов Е…. (ник Янеж)
- Участники форума БДТ … (дополняются в ходе обсуждения Проекта)

примечание

Здесь и далее, знак вопроса в скобках «(?)» означает: предположительная/неполная/непроверенная информация… которая требует дополнительных разъяснений/ссылок/подтверждения со стороны участников Проекта

ПРЕАМБУЛА

Все этапы трагического Похода группы Дятлова можно  условно
- разделить по географическому признаку и
- разнести по шкале времени
Общая «картинка» получится примерно такая:

1. Январь 1959, Свердловск.  Подготовка к Походу
2. 23-27.01 , Свердловск - Серов - Ивдель (?) - Вижай – 41 участок - поселок Второй Северный. Заброска к месту старта Похода
3. 28-30.01, Лозьва - Ауспия. Штатное течение Похода
4. 31.01, долина Ауспии. На подступах к Перевалу (восточный отрог Холатчахля). Лабаз
5. 1.02,  Лабаз - северо-восточный отрог Х/Ч (далее – Отрог). Предтеча трагедии

Первое февраля, не ранее 10.00, Склон Отрога (далее – Склон)  - долина 4-го притока Лозьвы (далее – 4ПЛ):
6. События на МП (Место Палатки, условно-отправная точка трагедии)
7. События ниже МП (Склон – 4ПЛ)
8. События в зоне Кедр - Овраг (первый правый ручей 4ПЛ)
9. Возможный возврат на Склон

ИТОГО: 9 (девять) этапов Похода

ИЛЛЮСТРАЦИИ
от разных авторов

http://s6.uploads.ru/t/Hrjkf.jpg
1 этап…Общая схема путешествия.

http://s0.uploads.ru/t/JCbkY.jpg
2 этап… Ивдель - Вижай

http://s9.uploads.ru/t/OrNU2.jpg
2 этап … Вижай – 41 участок - поселок Второй Северный

http://s9.uploads.ru/t/iXSRL.jpg
3 этап… Лозьва – Ауспия. Стоянки группы 27-30 января

http://s6.uploads.ru/t/C5nUa.jpg
4 этап. Переход 31 января. Ауспия-Перевал-Лабаз
30 – стоянка в ночь на 31.01 (расчет см. http://hibinafiles.mybb.ru/viewtopic.ph … p=4#p95752 )
Л – лабаз, М – лагерь Масленникова (февраль-март 1959), зеленая метка – Останец (с 1963 г. – Мемориал)
8447 м – сумма прямых отрезков «30 – отход от Ауспии- сворот на юг – Лабаз»
 
http://s5.uploads.ru/t/6I1mq.jpg
5 этап. Переход Лабаз – МП
(вид на запад, в скобках указаны высоты точек)

http://s1.uploads.ru/t/Nr2Md.jpg
6-9 этапы
(вид на юго-запад)
Л – лабаз, Х – Холатчахль, П – место Палатки, К – кедр, МЧ – место Четверки, Н – место Настила,

http://s2.uploads.ru/t/K5uG6.jpg
З… Р… - места обнаружения Зины и Рустема (крайние точки)
И – примерное расположение тела Игоря,

http://s1.uploads.ru/t/dF2IM.jpg
Желтая линия – прямая МП-Кедр
Белая линия – прямая «ХЯ (исток 4ПЛ)-Игорь»

http://sg.uploads.ru/t/6QG8T.jpg
Взаимное расположение 4ПЛ – Первый Ручей (Овраг) – Настил – МЧ - Кедр
Внимание! - масштабная линейка относится только к нижней части космо-снимков, далее - масштаб уменьшается

Высоты знаковых точек:
http://s6.uploads.ru/t/1chK3.jpg

ЭТАПЫ  РАЗ-ДВА-ТРИ

В данной Статье будут представлены первые три этапа, а также - их некоторые странности, которые, пусть косвенно, но все же как-то могли повлиять на ход  дальнейших событий.
Подготовка и начало Похода довольно широко расписаны, как
в Уголовном Деле, включая
Дневники дятловцев,
так и в творчестве современных авторов:
- книга Буянова http://www.mountain.ru/article/article_ … le_id=8073
- книга Ракитина http://murders.ru/Dyatloff_group_1.html   
http://www.interesmir.ru/smert-idushhay … u-glava-1/
- первый фильм М. Очегина (А. Абраменко - ?) - 2013

Свернутый текст

- и т.д.
Любопытные документальные сведения о подготовке Похода и характеристике дятловцев можно также почерпнуть:
- из переписки двух выпускников УПИ – Георгия и Коли - http://infodjatlov.narod.ru/fg1/imagepages/image16.htm
http://taina.li/forum/index.php?topic=2 … 4#msg91144
- из писем и открыток студентов УПИ – Игоря, Зины… - http://taina.li/forum/index.php?board=27.0 
- из личных дел и других архивных данных УПИ - https://fotki.yandex.ru/users/fond-dyatlov/
- из статьи Е. Зиновьева «Какие были ребята!» в журнале УС №1, 2009 - http://www.uralstalker.com/uarch/us/2009/01/17/
- из видео-интервью Бартоломея в ТАУ (посмертная характеристика «друга» Игоря) http://uploads.ru/sq2O1.jpg
- … дополнить/уточнить

Этап №3 наиболее подробно представлен в реферате https://yadi.sk/i/MHyIW7S-qzteA - "По маршруту Дятловцев полвека спустя"
Достоверность изложенного материала там довольно сомнительна (некоторые участки маршрута буквально "высосаны из пальца"), но другой карты путешествия в интервале 27-30.01 – у нас пока нет.

Уникальная подборка обобщающих сведений собрана в новейших разработках Янежа - см. ниже

В ходе обсуждения, возможны конструктивные уточнения и дополнения.
Поиск и публикация «недостающих» ссылок, дополнительных данных, странностей и нюансов… будет производиться по ходу развития темы

СТРАННОСТИ  ПЕРВЫХ  ЭТАПОВ Похода
(банк идей для авторов версий)

1. Включение в группу «чужака» Семена.
Подробности …
2. Исключение из списка участников Похода двух туристов
Подробности …
3. В турклубе УПИ (?)  не оставлен маршрутный лист Похода
Подробности …
4. Задержание Георгия - привод в комнату милиции на вокзале г. Серова
Подробности …

5. Противоречивые данные о встрече группы Дятлова и группы Блинова (поезд Свердловск-Серов, Вижай… Подробности …
6. Отказ (?) блиновца Лебедева от современных интервью
Подробности …
7. Три противоречивые причины «прощания» с Юдиным (три разных диагноза)
Подробности …
8. Непонятки с грузом Юдина… который создавал избыток продуктов и утяжелял рюкзаки дятловцев на 8-10 %
Подробности …
9. Непонятки со спиртом… который медбрат группы Юдин «совершенно не помнит»
См. интервью КАНа-2012 …
10. Несколько «скептически-замкнутое» поведение девушки Люды (см. Дневники…)
Подробности …

11. Отсутствие данных о какой-либо карте, по которой шли дятловцы и которая никак не фигурирует в УД
Подробности …
12. «Странности» на фотографиях Похода
Привести …
13. Другое … уточнить/дополнить
...
...
ПОЭТАПНОЕ  РАЗДЕЛЕНИЕ темы
- возможно в дальнейшем...по мере расширения объема материалов.
В настоящее время, автор Проекта признает, что темы Подготовки, Заброски и Начала Похода изучены им крайне слабо. Это связано с принижением роли первых "трех этапов" в развитии ДТ... Мол, до 31 января, всё у группы шло по плану, ничего не предвещало беды... Подобное мнение бытует у многих авторов версий... На самом же деле, источник/предпосылки трагедии МОГЛИ возникнуть/родиться буквально "на ровном месте"... т. е. на совершенно любом этапе...

А потому в данную тему приглашаются компетентные специалисты самого широкого профиля - географы, картографы, историки, политологи, психологи... Туристы 60-70 г.г., командиры походов и турклубов, партийно-профсоюзные работники и сотрудники силовых структур того же периода... Их мировоззрение, их видение ДТ, примеры из жизни... могли бы дать неожиданную подсказку современным исследователям ДТ...

СПИСОК  ПОЛЕЗНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ
(привести ссылки на соответствующие темы):
- форум Перевал ...
- форум Хибина ...
- форум Тайна.ли ...
- Микрофорум Саши КАНа ...

Отредактировано Саша КАН (18-05-2017 07:45)

Подпись автора

Мои версии, экспы, альбомы, интервью и тд: https://sledopyt1959.mybb.ru/viewtopic.php?id=79

0

3

Реферат "По маршруту Дятловцев полвека спустя"
https://yadi.sk/i/MHyIW7S-qzteA

первая часть

По маршруту Дятловцев полвека спустя.
Светлой памяти Юрия Юдина,

с которым вместе пытались найти

отгадку этой истории, посвящается

“Уходит наше поколение,

Рудиментом в нынешних мирах,

Словно полужесткие крепления,

Или радиолы во дворах…»

Ю. Визбор

В данном очерке я рассказываю только об особенностях маршрута группы Игоря Дятлова, и тех изменениях, которые произошли за прошедшие более чем полвека. Многие обстоятельства того похода уже достаточно хорошо известны со слов их товарищей и очевидцев, поэтому я не буду на них обращать дополнительного внимания, кроме тех случаев, когда это напрямую касается маршрута.

Мне удалось несколько раз пройти ту часть маршрута, которая началась как самостоятельное передвижение на лыжах. За исключением первых 7 км, которые отделяют расположение бывшего поселка лесорубов «41-й квартал» и нынешний поселок Ушма. В этих заметках использованы собственные наблюдения и та информация, которую удалось получить из первых рук. В том числе от манси, проживающих в этих местах. Кроме своих собственных фотографий, использованы фото самих Дятловцев , сделанные в том самом походе, а также фото других групп, предоставленные автору К. Сергиным (Москва, МГУ) и С. Баталовым (Екатеринбург, УрФУ-УПИ), за что им выражается моя искренняя и глубокая благодарность. Также хочу выразить свою признательность Шуре Алексеенкову, моему сотоварищу по одному из выходов на перевал зимой 2013 года.

1 февраля 1959 года группа туристов УПИ по руководством Игоря Дятлова вынужденно закончила свой маршрут на склонах горы 1079 (впоследствии ее стали называть Холатчахль, а по результатам уточнения отметок высот, ее «повысили» до высоты 1096,7 м. н. у. м.). Про разные названия горы лучше упомянуть в конце этого повествования, а сейчас речь пойдет именно про маршрут группы.

Согласно заявке группы в городскую МК Свердловска, их маршрут проходил так:

«Маршрут группы Дятлова представлял собой кольцо, которое начиналось и оканчивалось в Вижае: Вижай – река Лозьва, пос. 2-й Северный, р. Ауспия, г. Отортен, - по главному хребту на юг, до горы Ойко-Чакур, через верховья рек Пурмы и Вишеры – выход по реке Тошемке на Вижай.» (с) Е. П. Масленников, протокол УД, лист 67.

Общая схема маршрута получается такой:

Схема 1 Общая схема маршрута группы УПИ, рук. И. Дятлов, зима 1959 года.

Иллюстр. № 1 автор схемы В. Борзенков, 2013 г.

Несколько лет назад я сделал реконструкцию их маршрута, используя крупномасштабные топографические карты, которые доступны в настоящее время.

Схема 2 Подробная схема маршрута группы УПИ, рук. И. Дятлов, зима 1959 года.

Иллюстр. № 2 основа: Листы карты Р40-83,84 ; Р40-95,96 ; Р40-107,108 Р41-85,86 ; Р41-73,74 - автор схемы В. Борзенков, 2008 г.

Конечно это только основная часть маршрута. Транспортная часть – подъезды к началу основной части выглядели так:

Схема 3 Транспортная схема маршрута группы УПИ, рук. И. Дятлов, зима 1959 года.

Иллюстр. № 3 На основе схемы из туристического атласа Свердловской области. Автор схемы В. Борзенков, 2012 г.

Согласно дневниковым записям и уточнениям, которые мне удалось получить у Ю. Е. Юдина, в результате многочисленных бесед по отдельным моментам заброски группы на маршрут, этот этап их похода выглядел следующим образом:

Как написано в дневнике группы: «Вчера вечером (то есть 23 января 1959 года – примечание автора статьи), около 9.00 погрузились в поезд № 43» (с). Имеется в виду, что они выехали из Свердловска вечером, ок.21.00 местного времени. Однако это ошибка в номере поезда. Поскольку поезда № 43 «Свердловск – Серов (Надеждинск)», или «??? - Серов» по документам архива железных дорог СССР найти не удалось, можно только считать, что произошла ошибка в дневнике и они ехали поездом № 45 Свердловск-Богословск (сейчас это город Карпинск), отправлением из Свердловска в 19.05 и прибытием в Надеждинск (так тогда называлась железнодорожная станция города Серов) в 05.39. Расписание всех железных дорог СССР было составлено по единому (Московскому времени - МСК). Что бы получить местное (Свердловское или Уральское) время, к нему надо прибавить 2 часа. Значит они уезжали в 21.05, а приехали в Серов в 7.39 утра. В дневниках написано: «7.00. Прибыли в Серов.» - общий дневник, пишет Ю. Юдин, «Приехали в Серов очень рано» - дневник Зины Колмогоровой, «Около 8-ми утра приезжаем в Серов.» - дневник неясно чей, но методом исключения получается, или Кривонищенко, или Золотарева. Хотя в уголовном деле он приписан З. Колмогоровой. Но ее дневник впоследствии был обнаружен, и методом сравнения стало ясно, что это два совершенно разных дневника. Предполагаемая принадлежность этого дневника следует из того, что все остальные участники похода там упоминаются по фамилии, «как посторонние».

Во всех дневниках, совершенно точно сказано, что поезд на Ивдель уходил в 6.30 вечера. Из того же архива железных дорог: поезд № 81 Надеждинский Завод - Полуночное, отправление в 16.30, прибытие в Ивдель в 21.42. Здесь опять время Московское, значит все сходится: уехали из Серова в 6.30 вечера Свердловского времени, приехали в Ивдель около 12.00 ночи.

Станция «Надеждинский Завод», это рядом с вокзалом города Серов.

По городу от вокзала прибытия до станции отправления они должны были путешествовать примерно так:

Схема 4 Схема перемещения группы И. Дятлов в городе Серов, 24 января 1959 года.

Иллюстр. № 4 на основе Яндекс-карты, автор схемы В. Борзенков, 2010 г.

Это схема их возможного движения по городу от вокзала к 41-й ж/д школе (сейчас она называется школа № 22), а затем к станции Надежденский завод (сейчас – Серов-завод), выполненная на базе Яндекс-карты (http://maps.yandex.ru/?text=Россия, Свердловская область, Серов&sll=60.575313,59.604785&ll=60.585355,59.604393&spn=0.111837,0.030234&z=14&l=map,trf&trfm=cur ). Другие их маршруты по городу «реставрировать» не удается по причине полного отсутствия информации. Можно только указать несколько точек, в которых сделаны снимки их из похода.

1. - Дворец культуры металлургов -

Фото 1 ДК Металлургов, г. Серов.

Иллюстр. № 5 автор фото - участник гр. Дятлова, 1959 г.

2 - памятник А. Серову – ранее он стоял на ул. Агнломератчиков у проходной металлургического завода, а теперь его перенесли в центр города, на ул. Ленина, д. 167, к зданию Школы № 20.

Фото 2 Памятник А. К. Серову в г. Серов.

Иллюстр. № 6 автор фото - участник гр. Дятлова, 1959 г.

Фото 3 Неизвестные жители г. Серов.

Иллюстр. № 7 автор фото - участники гр. Дятлова, 1959 г.

3. – - где сделан этот снимок, сейчас установить трудно, однако, судя по интерьеру городского пейзажа, он сделан в Серове. В Ивделе они были слишком рано утром, было еще темно, а на Вижай совершенно не похоже. Там, по словам местных жителей, которым показывали эту фотографию в 2008 году, не было таких, «сдвоенных» домов в 1959 году.

В Ивделе группа пробыла всего несколько ночных и самых ранних утренних часов. Автобус уходил примерно в промежутке между 6 и 7 часами утра.

Стация «Полуночное», конечная для поезда № 81, находится чуть дальше Ивделя, но поскольку автобус уходил из Ивделя, где на него можно было сесть гарантированно, как на начальном пункте маршрута, поэтому и ехали они до Ивделя, а не до Полуночного.

До Вижая автобус шел почти 6 часов, поскольку заходил во все промежуточные населенные пункты, так как был единственным цивилизованным пассажирским транспортным средством на севере в этом районе.

Схема 5 Транспорт на маршруте от г. Ивдель, до б. пос. 2-й Северный, 25 – 27 января 1959 года.

Иллюстр. № 8 Основа – стр 16-17, Атлас СССР, 1969 г. автор схемы В. Борзенков, 2013 г.

В Вижай они приехали в районе 14.00 местного времени.

В то время поселок Вижай был довольно крупным населенным пунктом, основой экономической деятельности которого, была лесозаготовка. Впоследствии, масштабы этой отрасли в Вижае снижались в связи с тем, что были исчерпаны ресурсы лесозаготовок и центры такой деятельности сместились в другие районы. К 2000-м годам поселок пришел в упадок, а затем, в 2010 году он полностью сгорел из-за больших природных пожаров. Население было переселено в Ивдель, а в настоящее время вид этой местности таков:

Фото 4 Панорама б. пос. Вижай, 2012 г..

Иллюстр. № 9 автор фото – В. Борзенков,2012 г.

Единственным хорошо сохранившимся объектом Вижая является, к сожалению, только кладбище. По странной причине, огонь сюда не добрался, хотя, рядом, через дорогу, сгорел весь поселок.

Фото 5 Кладбище. пос. Вижай, 2012 г..

Иллюстр. № 10 автор фото – Donnie Eichar, 2012 г.(публикуется с его разрешения)

В принципе, из Вижая и должна была начаться основная часть маршрута Дятловцев, но многие группы, которые совершали походы по Северному Уралу, небезосновательно надеялись подбросится на случайном транспорте в более близкие к горам точки маршрута. В этом отношении группе Ю. Блинова, которая ехала вместе с группой И. Дятлова, повезло больше. Они смогли уехать дальше, на «105-й лесоучасток», уже в этот же день, 25 января. В день их прибытия в поселок, в Вижае проходило комсомольское собрание в/ч 6602,

Фото 6 Группы И. Дятлова и Ю. Блинова с офицерами политодела в/ч 6602.

Иллюстр. № 11 автор фото - участники гр. Дятлова, 1959 г.

и «со 105-го» приходила машина, которой надо было возвращаться обратно. На ней и уехала группа Ю. Блинова.

На фотографии группы Дятлова и Блинова сняты с офицерами политотдела в/ч 6602, приехавшими вместе с ними из Ивделя на одном автобусе. На заднем плане машина, на которой потом уезжала группа Ю. Блинова. А на следующем фото изображен момент, когда «Дятловцы» помогали «Блиновцам» грузить рюкзаки и лыжи на эту машину.

Фото 7 Участники группы И. Дятлова помогают грузиться группе Ю. Блинова. Пос. Вижай, 25 января 1959 г.

Иллюстр. № 12 автор фото - участники гр. Дятлова, 1959 г.

«Дятловцам» пришлось ждать до следующего дня, когда случилась оказия – пошел лесовоз на «41-й лесоучасток», куда они поехали спустя сутки после приезда в Вижай.

Фото 8 Участники группы И. Дятлова в кузове лесовоза ГАЗ-63. Пос. Вижай, 26 января 1959 г.

Иллюстр. № 13 автор фото - участники гр. Дятлова, 1959 г.

ГАЗ-63 доставил их в поселок «41-й лесоучасток», который был расположен на берегу Лозьвы в 27..30 км севернее Вижая. Машина только 2..3 км шла по дороге, далее выехала на русло Лозьвы и дальнейший путь был продолжен по льду. Дело в том, что ныне существующая дорога до Ауспии и далее до так называемой «базы Ильича», в то время еще не была проложена, так как же как и не существовал поселок Ушма. Лесоразработки велись только в районе Вижая, а дальше на север были только вахтовые поселения - лесоучастки «41-й, 55-й и 69-й квартал», расположенные либо непосредственно на берегу Лозьвы, либо вблизи. Транспортировка леса в то время шла преимущественно молевым сплавом до Полуночного или Ивделя. Дорога и поселок Ушма возникли уже позже, на рубеже 60-х и 70-х годов. А дорога на Чистоп появилась в 69..72 году, в связи с установкой там РЛС, по плану создания АСУ ПВО «Алмаз» развернутой в Уральской армии ПВО.

Вот что пишут на сайте ЦВО: «В 1970 году на командном пункте армии разворачивается и с 1 января 1972 года заступает на боевое дежурство автоматизированная система управления «Алмаз».
Совершенствовалась и группировка радиотехнических войск. Заслуживает уважение и преклонения мужество и стойкость воинов радиотехнических войск, проявленные при освоении горных позиций на Уральском хребте. В сложнейших климатических условиях была построена высокогорная позиция радиолокационной роты Чистоп на отметке 1292 метра. » (с) НА СТРАЖЕ УРАЛЬСКОГО НЕБА ( http://old.vko.ru/article.asp?pr_sign=a … 005.23.123 )

Поселок лесоучастка «41-й квартал» был самой северной точкой, где были люди в данной местности, и представлял из себя 3..4 жилых дома-барака.

Фото 9 41-й лесоучасток. Р. Лозьва, 27 января 1959 г.

Иллюстр. № 14 автор фото - участники гр. Дятлова, 1959 г.

Еще севернее постоянно проживали только представители местного населения – народности Манси, которые жили в паулях (больших, по их представлению, поселках, где проживало несколько семей этой национальности).

Суеват-пауль был расположен в 24 км к востоку и в 8 км к северу от «41-го квартала». Там жили кланы Куриковых, Анямовых, Пеликовых. Большей частью манси живут по, образно говоря, хуторской системе – у них есть отдельно расположенные «юрты» (это, чаще всего деревянные рубленные дома с хозяйственными постройками для одной семьи). На картах можно увидеть: «Юрта Бахтиярова», «Юрта Амова», «Юрта Пеликова», «Юрта Курикова», «Юрта Собянина»…..

Да, да, родственников того самого Московского мэра, в настоящее время….

Однако нигде на маршруте, или на подъездах к нему группа Дятлова с народностью манси не встречалась. Они только переписывали «словарик Манси» в поселке «41-й квартал». Видимо там был кто то из местных лесозаготовителей, кто знал основы этого языка. Во всяком случае на известном фото, где провожают группу на дальнейший маршрут, никого из манси не видно.

Фото 10 Участники группы И. Дятлова с рабочими лесоучастка №41. 27 января 1959 г.

Иллюстр. № 15 автор фото - участники гр. Дятлова, 1959 г.

Дальнейший их маршрут был проложен по льду Лозьвы, на лыжах, к брошенному несколько лет назад (примерно в 1952 году) бывшему поселку геологов – «Второй Северный». Надо отметить, что это не единственное такое «звучное» название на Северном Урале. Между Североуральском и Кальей есть 2 поселка : «3-й Северный рудник», и небольшой поселок, с почти аналогичным названием «2-й Северный рудник», который «жив» до сих пор.

Схема 6. Иллюстрация почти одноименных названий пос. «2-й Северный» и пос. «2-й Северный рудник

Иллюстр. № 16 . Лист карты Р41-VI

Их часто путают, и в связи с историей группы Дятлова, начинаются ошибочные суждения.

Правильное название этому брошенному бывшему поселку геологов – «Второй Северный», являющаяся официальным, которое есть на всех картах.

Схема 7. Иллюстрация почти одноименных названий пос. «2-й Северный» и пос. «2-й Северный рудник

Иллюстр. № 17 Лист карты Р40-95,96

Дятловцам опять повезло, они смогли воспользоваться лошадью, которую отрядили во «Второй Северный» за трубами, оставшимися от буровых. Это лошадь оказала им почти что материальную помощи и довезла их рюкзаки до крайней точки, куда можно было доехать без помощи оленей в 1959 году.

Фото 11 Участники группы И. Дятлова на переходе от 41 лесоучастка до б. пос. 2-й Северный. 27 января 1959 г.

Иллюстр. № 18 автор фото - участники гр. Дятлова, 1959 г.

Наверняка, сопровождавших их рабочий 2-го лесоучастка Станислав (правильнее будет - Станиславас) Валюкявичус помог им быстрее найти и сам поселок, и пригодный для ночевки дом.

Это был первый участок с передвижением на лыжах, где они встретили первое в этом походе естественное препятствие в виде наледей – воды текущей поверх льда реки.

Фото 12 Наледь на лыжах на переходе к б. пос. 2-й Северный. 27 января 1959 г.

Иллюстр. № 19 автор фото - участники гр. Дятлова, 1959 г.

Как и полагается, приходилось останавливаться и счищать налипший снег с водой с лыж, иначе намерзающий лед не даст нормально передвигаться на лыжах.

Фото 13. Н. Тибо-Бриньоль чистит лыжи от налипшего снега. 27 января 1959 г.

Иллюстр. № 20 автор фото - участники гр. Дятлова, 1959 г.

На снимке хорошо видно, как Николай Тибо-Бриньоль занимается таким нудным, но необходимым делом.

Если присмотреться к одному из фото перехода от «41 квартала» до «Второго Северного»

Фото 14 Участники группы И. Дятлова на переходе от 41 лесоучастка до б. пос. 2-й Северный. 27 января 1959 г.

Иллюстр. № 21 автор фото - участники гр. Дятлова, 1959 г.

то легко угадываются скалы на этом участке, расположенные в 3..4 км выше устья реки Ушма.

Фото 15 Скалы в 3..4 км выше пос. Ушма.

Иллюстр. № 22 автор фото – В. Борзенков, 2013

На современном фото Дятловцы должны бы были подойти к самой дальней скале, изображенной на этом снимке.

Так же хорошо угадывается характерная скала у подвесного моста в Ушме, в сравнении со знаменитыми снимками, где Коля Тибо, Люда, Семен Золотарев и Зина Колмогорова, фотографировались на фоне таких характерных ландшафтных форм С. Урала.

Фото 16 Н. Тибо-Бриньоль, Л. Дубинина, А. Золотарев и З. Коломогорова у Ушминских скал. 27 января 1959 г.

Иллюстр. № 23 автор фото - участники гр. Дятлова, 1959 г.

На следующей фотографии отчетливо видны те же самые скалы на фоне которых сфотографирован американский писатель Донни Эйчер (Donnie Eichar) (и переводчик Дима Ворощук) во время его визита на перевал, перед тем, как он начал писать книгу про случай с группой Дятлова для американского читателя. Она должна выйти в середине – конце октября 2013 года, а к 55-летию гибели группы Дятлова, возможно, выйдет и русское издание этой книги.

Фото 17 Американский писатель Donnie Eichar и переводчик Д. Ворощук у Ушминских скал. Март 2012 г.

Иллюстр. № 24 автор фото – В. Борзенков, 2013

Летом эта скала предстает еще более внушительной:

Фото 18 Ушминские скалы летом. август 2008 г.

Иллюстр. № 25 автор фото – В. Борзенков, 2008

Поселок «Второй Северный», во время их похода был уже заброшен еще в 1952-м году, и представлял собой несколько полуразрушенных деревянных домов, из которых только один был пригоден для более-менее удовлетворительной ночевки в условиях отапливаемого дома.

Фото 19 Брошеный поселок геологов 2-й Северный на р. Лозьва, 28 января 1959 г.

Иллюстр. № 26 автор фото - участники гр. Дятлова, 1959 г.

В настоящее время там ничего, кроме заросшей кустарником поляны не осталось

Фото 20 Поляна на месте пос. 2-й Северный. Март 2013 г.

Иллюстр. № 27 автор фото – В. Борзенков, 2013

После ночевки во «Втором Северном» у группы Дятлова начиналась, как это принято говорить у туристов – активная часть их маршрута. То есть передвижение и бытовое обустройство зависело целиком от возможностей и усилий.

Там же, по болезни, вынужден был вернуться назад Юрий Юдин.

Я не могу не привести две весьма замечательные фотографии прощания группы с ним

 

Фото 21 и 22 Прощание с Ю. Юдиным во 2-м Северном, 28 января 1959 г.

Иллюстр. № 28 и 29 авторы фото - участники гр. Дятлова, 1959 г.

Получилось именно так, что не он уходил от группы, а она от него. Начинались две совершенно разные жизни.

На следующей (активной) части маршрута будет требоваться оценка технических, навигационных и тактических приемов, применяемых группой Дятлова, но оценка с современных позиций. Это несложно, потому что «взгляд назад» всегда более тривиален, чем возможность что то предусмотреть «вперед». Сейчас накоплен очень большой опыт всего спектра деятельности в лыжном туризме, поэтому «есть чего с чем сравнивать». А также уже существуют методы сравнительного анализа возникающих ситуаций. Поскольку до этого похода никто из туристов зимой в этой части района не был, у Игоря Дятлова была очень большая возможность наделать множество ошибок, в виду отсутствия предыдущего опыта в районе, и отсутствия сведений о данном участке района, как в плане топографии, так и погодных условий. К чести Игоря он не сделал ни одной крупной ошибки. Не смотря на полное отсутствие точных карт, описаний местности и сведений о различиях погоды в сравнении, населенные пункты - горная часть маршрута.

Из «Второго Северного» группа вышла незадолго до полудня.

Фото 23 На переходе вверх по р. Лозьва, 28 января 1959 г.

Иллюстр. № 30 автор фото - участники гр. Дятлова, 1959 г.

Как видно группа полна предчувствия удовольствия от успешного начала похода и настроение очень хорошее. Видны детали используемого снаряжения, в частности то, что использовали Абалаковские рюкзаки. Что, в то время являлось некоей «визитной карточкой», престижа опытной группы. Эти рюкзаки были более удобны и практичны, чем большинство из тех, которые были в продаже. С точки зрения современных «взглядов на жизнь» они уже давно устарели, однако надо же иметь в виду, что прошло более 50 лет. Так легко договориться и до того, что, как говорят «современные «продвинутые» тинейджеры:«Колумб был лохом, раз плыл в Америку полгода, сел бы на самолет, и долетел за 10 часов!». Вот такие издержки «современной системы образования».

Однако мы отвлеклись от самого похода.

В этот день светлое время наступало примерно около 9 часов утра, однако поздний приход в предыдущий день и необходимость тщательных сборов в начале маршрута не позволяли «гнать» группу. Ей надо было не торопясь втягиваться в новые жизненные условия, отличные от предыдущих. Спешка в данных условиях могла скорее повредить делу, чем как то ускорить втягивание в походные условия. Поэтому был запланирован только небольшой переход, и не было необходимости в очень раннем выходе. Достаточно ровный и небольшой уклон русла Лозвы давал возможность плавно повышать физические нагрузки, что тоже является положительным моментом в пользу тактически грамотного начала похода.

На ночевку встали рано, в 17.30. Можно было не торопясь выбрать сушину и поставить лагерь. Наверняка, как это обычно бывает у студентов, им пришлось уже в «полевых условиях» выполнять часть необходимых хозяйственных работ, которые «не успели» сделать до похода.

Берега Лозьвы на этом участке были, по большей части, низкие, но часто с невысокой «ступенькой», высотой около 1,5 м

Фото 24 Передых на переходе. Лозьва, 29 января 1959 г.

Иллюстр. № 31 автор фото - участники гр. Дятлова, 1959 г.

Это группа на привале на переходе к первой ночевке в палатке 28 января.

Фото 25 Берег Лозьвы в районе устья Ауспии

Иллюстр. № 32 автор фото – В. Борзенков, 2013

Это примерно то же самое место. Зимой вообще очень трудно выдержать идентичность места съемки, потому что большая часть сравнения идет «по памяти», постоянно вынимать и сравнивать фотографии практически невозможно. Особенно как это было в наших условиях, потому что температура была близка к -30С. Постоянно мерзли аккумуляторы фото и видео камер, приходилось их постоянно отогревать «на себе».

Но «пойдем по маршруту» дальше…

Встречались и более высокие берега

Фото 26 Высокие берега Лозьвы, 29 января 1959 г.

Иллюстр. № 33 автор фото - участники гр. Дятлова, 1959 г.

Вот как это место выглядит в настоящее время

Фото 27 Высокие берега Лозьвы, март 2013 г.

Иллюстр. № 34 автор фото – В. Борзенков, 2013

Однако появлялись и высокие каменистые бомы.

Фото 28 Каменистый бом на Лозьве, 29 января 1959 г.

Иллюстр. № 35 автор фото - участники гр. Дятлова, 1959 г.

Но такой экзотики было всего 2.. 3 объекта на всем участке от «Второго Северного» до устья Ауспии.

На этом куске маршрута есть совершенно однозначно определяемое место, когда группа идет по прямому участку Лозвы непосредственно по направлению горы Хой-Эква.

Фото 29 Впереди гора Хой-Эква, 29 января 1959 г.

Иллюстр. № 36 автор фото - участники гр. Дятлова, 1959 г.

Это место легко находится и на карте

Схема 8. Ориентиры участка с видом на гору Хой-Эква

Иллюстр. № 37 Лист карты Р40-95,96

Мы тоже не смогли пройти мимо этого достопримечательного места, имея фотоаппарат «под руками».

Фото 30 Вид на Хой-Эвку, март 2013 г.

Иллюстр. № 38 автор фото – В. Борзенков, 2013

В этой точке расстояние от «Второго Северного» небольшое, примерно 4 км, они могли пройти его за час с небольшим, поэтому должны были быть в этом месте около 13.30…14.00 местного времени.

Стратегия похода группы УПИ состояла в том, что бы подойти к точке наиболее оптимальной для выхода в самую северную часть маршрута, и, в то же время, не делать лишнего «крюка» с полной выкладкой. Поэтому было решено идти по наикратчайшей к истокам Ауспии и оттуда делать радиалку. Это был хороший тактический ход, потому что сложность передвижения, что по берегам Лозьвы, что по берегам Ауспии одинакова, а путь получался короче, тем более, часть этого пути можно было сделать налегке. Это то, что и есть сама радиалка на Отортен. Для первопрохождения этого куска, облегченные рюкзаки – несомненно, большой плюс.

Для того, что бы успешно «уйти на Ауспию», необходимо очень точно найти точку ее устья. Надо было очень четко ориентироваться, при практически полном отсутствии даже относительно точных карт. Задача еще более осложнялась тем, что Ауспия впадает в Лозьву двумя рукавами, причем первый (нижний по течению) практически незаметен, т. к. очень узок и впадает «в тык», под очень острым углом у руслу Лозьвы.

Второй рукав тоже малозаметен, особенно зимой. Там множество островов, поэтому разветвления русла, легко перепутать с устьем притока.

Фото 31 Устье Ауспии. Вид с Лозьвы зимой. Март 2013 г.

Иллюстр. № 39 автор фото – В. Борзенков, 2013

Вот таким мы его увидели, но у нас была хорошая топографическая ката – «километровка», которая Дятлову могла только присниться в радужном сне.

На русле довольно много завалов и расчесок. Летом этот участок сильно заболочен, видимо часть стока Ауспии фильтруется через болото. Интересно и то, что на лесоустроительной схеме (она – самая крупномаштабная из тех, что у них были), которую И. Дятлов скопировал в лесничестве Вижая, устье Ауспии обозначено как монорусло.

Схема 9. Устье Ауспии на схеме, которая была у И. Дятлова.

Иллюстр. № 40 Лесоустроительная схема Вижайского лесничества

Это все говорится к тому, что судя по фотографиям из похода группы, они проскочили это место, при повороте на Ауспию,

Схема 10. Крюк маршрута группы И. Дятлова у устья Ауспии.

Иллюстр. № 41 Лист карты Р40-95,96

потому что известный снимок классического лабаза манси мог быть сделан только несколько выше по течению Лозьвы, чем устье Ауспии,

Фото 32 Мансийский лабаз, 29 января 1959 г.

Иллюстр. № 42 автор фото - участники гр. Дятлова, 1959 г.

где мы тоже видели что то похожее в этом районе. Хотя за такое большое время что то могло и поменяться. Однако обычаи охотников манси довольно консервативны, и они не склонны радикально менять места и районы расположения инфраструктуры своих охотничьих угодий.

В тактике лыжных (и не только) походов, иногда специально делают некоторый умышленный «промах» в расстоянии или направлении, для того что бы было однозначно понятно куда направляться, что бы точно выйти на нужный линейный ориентир. Вот как описывает такой прием А. Е. Берман, в своей классической книге «Путешествия на лыжах»:

Пересекая водораздел и не видя обозначенных на карте ориентиров, нужно выбрать такое направление движения, чтобы ошибка была однозначной. На рис. 36

Схема 11. Способ однозначного определения направления на местности с малозаметными и незначительными ориентирами.

Иллюстр. № 43 из книги А. Бермана «Путешествия на лыжах»

изображен вариант выхода в верховья реки, текущей вдоль линии движения. В данном случае заведомо сделана ошибка влево, чтобы, перейдя водораздел, не гадать, где находится речка, и не «гулять» в разведку, тропя лыжню, а уверенно двигаться всей группой вправо (разведка зимой в лесу отнимает во много раз больше времени, чем летом).

http://www.skitalets.ru/books/berman_ski/#m501

В данном случае был использован аналогичный прием, с теми изменениями вышеприведенного текста, что: «заведомо сделана ошибка в продвижении далее по реке», и «уверенно двигаться… влево».

Тем не менее, С. Н. Согрин считает, что все было проще, и Дятлов попросту проскочил это место, но быстро сориентировался уже на интуитивном уровне, и сразу же повернул группу влево, по ходу движения, и «крюком» вышел на Ауспию. Не могу ему однозначно возразить, могло быть и так, и так. Хотя мы оба комментируем не то что было, а что могло бы быть, с большей или меньшей степенью вероятности, но несколько с разных позиций. Все эти приемы, которые в деталях осознали несколько позже, вполне могли применяться, как и в замечании С. Н. Согрина, на интуитивном уровне. Хотя «исполнители» вполне могли этого не осознавать.

Справедливости ради надо упомянуть, что эта книга вышла почти на 10 лет после похода группы УПИ. Однако она явилась уже определенным итогом первоначального этапа развития лыжного туризма, в ней обобщен опыт его развития в СССР за период 1955 – 1967 год, куда, несомненно, вошла немалая часть того, что наработали туристы УПИ, как одного из ведущих ВУЗов СССР в этом виде туризма. То, что там изложено вполне мог применять и Игорь Дятлов. Поэтому такой «промах» можно расценивать как некий тактический прием. На такую мысль (что они сделали некоторый крюк, не сворачивая сразу на русло Ауспии) навело то, что аналогичный мансийский лабаз существует и сейчас на левом берегу Лозьвы в 4..5 км выше устья Ауспии, в километре от берега, и мы его видели, но сфотографировать не удалось, потому что замерзли аккумуляторы фото-видеотехники. К сожалению, широкораспространенные литиевые элементы питания имеют морозостойкость только до -5С, а времени долго их отогревать, уже не было.

Вторым моментом, который следует из описания маршрута в дневниках группы является то, что вторая ночевка, после выхода со Второго Северного, была всего в 2…3 км от устья Ауспии, посему они вряд ли прошли так мало, а если принять во внимание возможный «крюк», то все встает на свои места совершенно естественно. Это не является какой то ошибкой, тем более для тех, кто вообще впервые прокладывал этот маршрут. Если говорить специфическими терминами руководителя похода, то основной задачей на этот день было то, что бы гарантированно выйти на русло Ауспии, и эту задачу они успешно выполнили.

Специфика передвижение по Ауспии сводится к двум разновидностям прокладки маршрута. До того как река будет прорезать невысокий хребет Чарконур, обозначенный на карте высотами 720,5 – 713,3 - 741,7

------

и явлющися как бы продолжением на левом орографическом берегу Ауспии массива хребта Чахльньер*) – ( *) - так он обозначен на карте-хребтовке В. Семенова-Тянь-Шаньского, составленной по результатам экспедиций XIX века),

Схема 12. Крюк маршрута группы И. Дятлова у устья Ауспии.

Иллюстр. № 44 Лист карты из книги П. П. Семенова-Тян-Шанского Географическо-статистический словарь Российской Империи

----------------------------------

на лыжах можно легко идти непосредственно по ее руслу. Что и делала группа И. Дятлова

Фото 33 Группа И. Дятлова на предоконечном участке р. Ауспия, 29 января 1959 г.

Иллюстр. № 45 автор фото - участники гр. Дятлова, 1959 г.

На начальном участке продвижения по Ауспии.

Впереди видна гора 949,5

Схема 13. Иллюстрация к видимости горы 949,5 с Ауспии.

Иллюстр. № 46 Лист карты Р40-83,84

Снимок сделан на втором или третьем переходе от места ночевки с 29 на 30 января 1959 г. Здесь русло Ауспии еще достаточно широкое, и по нему можно свободно идти. И достаточно удобно, если бы не тропежка по относительно глубокому снегу. Хотя на берегу снега не меньше, но он уплотнен меньше, чем русле. На фото хорошо видно, что рыхлого снега не так много, как это обычно бывает в феврале-марте. Всего лишь «по щиколотку». В марте может быть и «по колено», и «по развилку».

Однако этот участок длится совсем недолго, потом приходится подниматься на берег,

Фото 34 Группа И. Дятлова на берегах р. Ауспия, 29 или 30 января 1959 г.

Иллюстр. № 47 автор фото - участники гр. Дятлова, 1959 г.

потому что по руслу идти или совсем трудно, или практически невозможно

Фото 35 На берегах р. Ауспия, январь 2007 г.

Иллюстр. № 48 автор фото – К. Сергин 2007 г.

Отдельными местами вдоль реки идет что то вроде просеки

Фото 36 Тропление лыжни. 29 или 30 января 1959 г.

Иллюстр. № 49 автор фото - участники гр. Дятлова, 1959 г.

Сохранившейся и до настоящего времени

Фото 37 Лыжня на подходах к первалу Дятлова. Январь 2007 г.

Иллюстр. № 50 автор фото – К. Сергин 2007 г.

Однако она не прямая, и имеет место быть только отдельными небольшими кусками. Передвижение зимой намного труднее чем летом, и не только потому что приходится тропить лыжню.

Отдельной главой в этом очерке может быть рассказ о тех знаках охотников манси, о которых с такой поэтичностью и таинственностью написано в дневниках Дятловцев.

Они видели и сфотографировали два различных знака:

Фото 38 и 39 Мансийские знаки. 30 января 1959 г.

Иллюстр. № 51 и 52 автор фото - участники гр. Дятлова, 1959 г.

Расшифровать их удалось в экспедиции 2008 года. Нам помог охотник-манси Роман Анямов, который живет в Ушме.

Фото 40 Николай и Роман Анямовы, с участниками экспедиции на перевал, 2009 г.

Иллюстр. № 53 автор фото – В. Борзенков, 2009

На этом фото он, крайний справа, с сыном Николаем (крайний слева, который сейчас в аспирантуре университета Ханты-Мансийска занимается этнографическими вопросами охотников манси http://www.deputatandreev.ru/main.php?id=727 ), и участниками нашей экспедиции Юлией Гусельниковой (слева в центре) и Виталием Кузнецовым ( в центре справа).

Роман собрал и дал толкование нескольким сотням знаков, которые охотники-манси оставляли на деревьях. Вот что было получено в качестве конспекта, на базе которого мы можем сейчас расшифровать те знаки, которые встретили Дятловцы.

Фото 41 Расшифровка знаков охотников манси Романом Анямовым для экспедиции 2009 г.

Иллюстр. № 54 автор фото – В. Борзенков, 2009

Структура обозначения такова: сверху черточками указывается количество охотников, которые устанавливали этот знак, затем, ниже идут именные (родовые) знаки – катпосы, всех родов этих охотников. Ниже, тоже черточками обозначается количество собак, которые участвовали в этой охоте. Итак, на фото группы Дятлова мы имеем

Фото 42 Мансийский знак – катпос охотников Самбиндалова и Анямовых. 30 января 1959 г.

Иллюстр. № 55 автор фото - участники гр. Дятлова, 1959 г.

Что данный знак указывает на то, что 4 охотника, один из знаков принадлежит Семену Самбиндалову

Фото 43 Катпос Семена Самбиндалова.

Иллюстр. № 56 фрагмент фото гр. Дятлова, 1959 г.

(в 2008 году Роман не нарисовал этот катпос, что приходилось потом выяснять у него же дополнительно),

и трое охотников из рода Анямовых

Фото 44 Катпос Анямовых.

Иллюстр. № 57 фрагмент фото с блокнота В. Борзенкова, 2008 г.

участвовали в этой охоте имея с собой 4-х собак.

Однако знаки не ставятся просто так, а только по какому то определенному случаю. В данном месте они добыли медведя, на что указывают зарубки по бокам, которые как бы обозначают царапины от когтей медведя. Причем, чем больше «когтей», тем взрослее и мощнее медведь. 5 зарубок – это вполне взрослый медведь.

Некоторые знаки сохранились, и существуют и по сей день. Правда они очень старые и сохранность их весьма относительна. Приведу лишь самые хорошо сохранившиеся.

Фото 45 Валерий Анямов у памятного охотничьего знака своего отца. Здесь добыли медведя. Март 2013 г.

Иллюстр. № 58 автор фото – В. Борзенков, 2013

Вот, например, Валерий Анямов у знака, оставленного много лет назад его отцом – участником группы, которая помогала на поисках группы Дятлова. Здесь тоже хорошо видны «медвежьи» зарубки и сохранился вырезанный «герб» рода Анямовых. К сожалению другая информация не сохранилась, слишком много времени прошло.

В дневнике З. Колмогоровой есть такая заметка по поводу данных знаков:

Фото 46 Изображение знака манси из дневника З. Колмогоровой.

Иллюстр. № 59 фото из архива «Фонда группы И. Дятлова», 2009 г.

Это не очень точное изображение, (знак рода должен быть между верхними и нижними «черточками», а знак рода Самбиндаловых – Даниле, но он имеет несколько другую конфигурацию), в действительности оно должно бы было выглядеть так:

Фото 47 Катпос Самбиндалова.

Иллюстр. № 60 фрагмент фото из блокнота В. Борзенкова, 2008 г.

Или другой, аналогичный знак,

Фото 48 Знак означает место удачной охоты на лося.

Иллюстр. № 61 автор фото – В. Борзенков, 2013

Этот знак обозначает, что в данном месте охотники тоже добыли лося. Но тут обозначен катпос, принадлежность которого заочно мне установить не удалось. По моей просьбе он был предъявлен Роману и Валерию Анямовым одним из местных жителей пос. Полуночное, но они затруднились ответить. Были предположение, что это катпос Хандыбина или Тасманова, но этот род вымер уже давно и точнее выяснить уже крайне сложно, потому что не у кого.

Примечания
1.  Статья была опубликована в Интернете в 2014-2015 г.г.  – без подписи и без даты, что характерно для работ  Борзенкова В.А. (далее - ВАБ)… Судя по манере изложения, скорее всего, именно он и является автором файла…
2. Полное копирование файла в поле форума БДТ - затруднено из-за массы изображений, выполненных в формате Word. Для удобства цитирования – приведен только текст  + номера картинок, которые можно рассмотреть непосредственно в файле
3.

Свернутый текст

Что же касается второй части упомянутого труда – начиная с предполагаемых событий 31 января – это уже  «отдельный разговор». К сожалению, далее в публикации допущен ряд фальсификаций: по теме лабаза, по датам выпуска приложенных схем, по фото якобы МП и т.д.

Отредактировано Саша КАН (13-05-2017 06:56)

Подпись автора

Мои версии, экспы, альбомы, интервью и тд: https://sledopyt1959.mybb.ru/viewtopic.php?id=79

0

4

Сообщение Янежа от 21.09.2016:

Свердловск - Ауспия. Группа Дятлова до 31 янв 1959
Свердловск - Ауспия. Группа Дятлова до 31 янв 1959
Пока информация от ЯНЕЖ ( с возможностью переноса тем - на рассмотрение админа)

Свердловск.Старт похода . 23 января
http://taina.li/forum/index.php?topic=5846.0

Серов. "Пассивная часть" похода 24 января
http://taina.li/forum/index.php?topic=5806.0

Ивдель. "Пассивная часть" похода. 25 января
http://taina.li/forum/index.php?topic=5810.0

Вижай. "Пассивно-активная " часть похода . 25-26 января
http://taina.li/forum/index.php?topic=5812.0

41 участок. "Пассивная часть " похода.26-27 января
http://taina.li/forum/index.php?topic=5814.0

2 Северный. "Пассивно-активная"часть похода. 27-28 января
http://taina.li/forum/index.php?topic=5815.0

28 января . Первый день похода..
http://taina.li/forum/index.php?topic=5883.0

Активная часть похода (без свидетелей) . ЯНЕЖ от Игоря Б
http://taina.li/forum/index.php?topic=4799.0

Темы были "брошены" - много материала разбежалось по др. моим темам и темам коллег по форумам (буду искать и складировать)

Разработки Янежа:
- Серов
- Вижай
- 41 участок
- 2 Северный

- Манси
- Манси 2

Подпись автора

Мои версии, экспы, альбомы, интервью и тд: https://sledopyt1959.mybb.ru/viewtopic.php?id=79

0

5

ПРИЛОЖЕНИЕ
для действующих следопытов Перевала

1. КООРДИНАТЫ
всех знаковых точек, включая известные Места Происшествия - по востребованию, через Л.С.

2. СОВМЕЩЕНИЕ  ТРОПЫ  ДЯТЛОВЦЕВ
с маршрутом современных путешествий на Перевал.

Скорее всего, "совмещение троп" начинается с переправы туристов через Ауспию - это пункт прибытия вахтовок к месту старта современных пеших походов и экспедиций:
http://sf.uploads.ru/t/mYBzX.jpg
- желтые кнопки выставлены по навигатору непосредственно на месте Старта и Поляны, с которой наши экспедиции отправлялись в путь... С юга к реке в этой точке подходит дорога, которую едва "видит" программа Google Earth ...
- лазоревые кнопки - это стоянки дятловцев, согласно "расчету" ВАБа
... Так что дятловский путь мог совпадать с "нашим" - только, с полудня 29 января 1959 по утро 31 января...

http://sh.uploads.ru/t/v4q3n.jpg
- первоисточник ВАБа

http://s8.uploads.ru/t/KgX7k.jpg
- схема ВАБа. Не совсем ясно - почему группа Дятлова, именно в этом месте решила "срезать" путь. То есть ушла с наста реки в глубокий снег лесного массива... о чем есть запись в Дневнике, но нет конкретной привязки к местности...
А вот накануне - напротив, группа, согласно ВАБу - сделала приличный крюк вдоль Ауспии...

Отредактировано Саша КАН (18-05-2017 09:47)

Подпись автора

Мои версии, экспы, альбомы, интервью и тд: https://sledopyt1959.mybb.ru/viewtopic.php?id=79

0

6

3. Задания для экспедиций.
ПОИСК  ТОЧЕК на МЕСТНОСТИ

, с которых могли быть произведены снимки дятловского похода.

Здесь два пути изысканий:
1. Вниз по Ауспии, от точки Старт (см карту выше) - это точка заброски современных туристов на Ауспию.
Следуя вниз по реке - можно изучить начальный маршрут ГД и найти места съёмки кадров: 
от 27 января 1959 (частично):
http://s0.uploads.ru/t/86TrH.jpg

от 28 января 1959:
http://sh.uploads.ru/t/pAWFO.jpg
http://s4.uploads.ru/t/6s05y.jpg
.

2. Вверх по Ауспии от точки Старт до Перевала.
На этом участке дятловцы фотографировались:
29 января
http://s4.uploads.ru/t/iN48S.jpg

30 января:
http://s6.uploads.ru/t/Q0s7O.jpg

и т.д. - см. тему Последовательность фотосъемки в Походе

Подпись автора

Мои версии, экспы, альбомы, интервью и тд: https://sledopyt1959.mybb.ru/viewtopic.php?id=79

0

7

Саша КАН написал(а):

непосредственно на месте Старта

- попалась под руку пока эта фота точки "Старт" на Ауспии (возможно Янеж найдет более панорамные):
http://sd.uploads.ru/t/x1WKP.jpg
- на самом деле это уже финиш моей экспы-2016.
Человек в комуфляже - это форумчанин Хэтфилд - самый бескорыстный курильщик на свете (поделился со мной последней пачкой!)

Подпись автора

Мои версии, экспы, альбомы, интервью и тд: https://sledopyt1959.mybb.ru/viewtopic.php?id=79

0

8

Саша КАН написал(а):

Саша КАН написал(а):
непосредственно на месте Старта

   Не то место,где мы с командой во главе...? на "кунге", потом разговор с охотником-манси, Савелием,детей всех мансийских с Ушмы до Ивделя подвезди,кого то ...по дороге?
   Это
http://s8.uploads.ru/t/rzkIi.jpg

Отредактировано ЯНЕЖ (17-05-2017 22:32)

0

9

Саша КАН написал(а):

попалась под руку пока эта фота точки "Старт"

Есть еще на видео Антона:

Вот на этой минуте:
http://sd.uploads.ru/t/gUn3e.jpg

А здесь участник нашей экспы Сергей Кожевников запечатлел переправу в этом же месте тургруппы из Перми:
http://sg.uploads.ru/t/g0HYe.jpg
-  через несколько часов часть пассажиров этого УАЗа пересядет в другой автомобиль и ... погибнет в автокатастрофе на трассе Ивдель-Пермь:
http://v-kurse.ru/news/incidents/svidet … ne_topnews

Подпись автора

Мои версии, экспы, альбомы, интервью и тд: https://sledopyt1959.mybb.ru/viewtopic.php?id=79

0

10

ПОЛЕЗНАЯ  ИНФА для СЛЕДОПЫТОВ  ПЕРЕВАЛА
Справочное табло навигатора КАНа

В экспе-2012 я этот брод зафиксировал как "Ауспия":
http://s2.uploads.ru/t/sUIRO.jpg

а "Стартом" похода оказалась Поляна, до которой нас любезно "добросила"  вахтовка (1,13 км от брода).
Поясняю это во избежание путаницы с терминами на табло:
http://se.uploads.ru/t/bX8N4.jpg

точки современной тропы к Перевалу

http://sg.uploads.ru/t/f20ku.jpg
http://s5.uploads.ru/t/AbtwW.jpg
http://sg.uploads.ru/t/3JD4Z.jpg
http://s7.uploads.ru/t/MNOr1.jpg
http://s8.uploads.ru/t/hXVKe.jpg
 

, где строка "от текущей позиции" - означает расстояние от брода. По времени засечки можно ориентировочно судить о скорости передвижения экспы

http://s4.uploads.ru/t/32O6X.jpg
- здесь стрелка на табло указывает на место стоянки "Ложка" (сверху табло её координаты),
"банки" - это лагерь Масленникова,
а 551,9 км - прямое расстояние от Екб (вроде бы)
Засечки прочих экспедиций

. . .
http://sd.uploads.ru/t/h1U0t.jpg

Подпись автора

Мои версии, экспы, альбомы, интервью и тд: https://sledopyt1959.mybb.ru/viewtopic.php?id=79

0

11

Саша КАН написал(а):

через несколько часов часть пассажиров этого УАЗа пересядет в другой автомобиль

http://sf.uploads.ru/t/HaLec.jpg
https://fotki.yandex.ru/next/users/filu … ew/1222801
Кликабельно
https://img-fotki.yandex.ru/get/197102/ … f6052_orig

Отредактировано ЯНЕЖ (18-05-2017 18:28)

0

12

Саша КАН написал(а):

стрелка на табло указывает на место стоянки "Ложка"

- а точка "ЖДУ" - место, где я оставил рюкзак и пошел обратно - навстречу отставшим Архипову и Якименко.
Проставил эту точку, чтоб рюкзак не потерять.
... ПОсле сюда пришли уже втроем, протопали минут пять вперед и ... встали на ночлег. Якименка ушел на поиски ручьев, но сам потерялся - вышел из темноты только на звуки выстрелов... С пустым котелком.

Теперь эту точку оставил на карте - в назидание туристам - мол здесь совершенно гиблое место - проходите его без остановки и спешите на "Ложку"... до которой всего-то 1,5 км.

Привязка к теме:

Не исключено, что близ точки "жду" - прошли и дятловцы... когда оторвались "плавно от Ауспии".
С точки есть несколько фото, иллюстрирующих рельеф местности на участке "Ауспия - Перевал"

Подпись автора

Мои версии, экспы, альбомы, интервью и тд: https://sledopyt1959.mybb.ru/viewtopic.php?id=79

0

13

Саша КАН написал(а):

Не исключено, что близ точки "жду" - прошли и дятловцы... когда оторвались "плавно от Ауспии".
С точки есть несколько фото, иллюстрирующих рельеф местности на участке "Ауспия - Перевал"

  Александр, у нас есть некоторая подсказка их маршрута, а именно этот кадр
https://fotki.yandex.ru/next/users/hibi … 364?page=1
Если взять его в разработку,как предшественника разборок в "Филях",то...
- это не Лозьва;
-это не Ауспия;
-это приток Ауспии, один из ручьев с  ЛБ ,который в районе "Ложки"/ много выше "Ложки" (на стоянке КУКа, на стоянке - ЗЛ)
Что хочу сказать :  уйдя вправо с реки ,группа сняла ручей в процессе "отработки новых методов хотьбы". А иначе - зачем им снимать какие ручьи,идя по реке. И изредко поднимаясь то на правы,то на левый берег,что бы обойти препядствия...

0

14

ЯНЕЖ написал(а):

Александр, у нас есть некоторая подсказка их маршрута, а именно этот кадр
https://fotki.yandex.ru/next/users/hibi … 364?page=1
Если взять его в разработку,как предшественника разборок в "Филях",то...
- это не Лозьва;
-это не Ауспия;
-это приток Ауспии, один из ручьев с  ЛБ ,который в районе "Ложки"/ много выше "Ложки" (на стоянке КУКа, на стоянке - ЗЛ)

Вряд ли дятловцы сделали супер-крюк "Ложка- Окрестности Лабаза - подъем на Перевал - спуск обратно".
Иначе вычеркивай дневниковую запись - плавный подъем...постепенно отдаляемся от Ауспии

Подпись автора

Мои версии, экспы, альбомы, интервью и тд: https://sledopyt1959.mybb.ru/viewtopic.php?id=79

0

15

ЯНЕЖ написал(а):

один из ручьев с  ЛБ ,который в районе "Ложки"/ много выше "Ложки" (на стоянке КУКа, на стоянке - ЗЛ)

http://sh.uploads.ru/t/s47Zg.jpg
- По хронологии кадров, это скорее всего более нижний приток Ауспии:
http://s4.uploads.ru/t/32O6X.jpg
- см. правее точки "ЖДУ".
..Многие современные туристы норовят подчеркнуть сложность своего похода - съемкой переправы через этот ручей. В моем первом фильме - брод переходит Хельга...
Так что с большой вероятностью, на фото-59 именно вот это место:

- на 2.30 минуте

П.С.
Ну о точка "жду" - это засечка места, где я в сумерках ждал отставших Архипова и Якименко. Непростая дилемма была в том, что топать скорей на спасительную Ложку или... дождаться бедняг... Потом оставил рюкзак и пошел им навстречу
Так Саша КАН совершил свой исторический Подвиг...
Так началась эпопея по свержению начальника экспы-2012, этой Гнусной Бестолочи, с незаслуженного трона...

Подпись автора

Мои версии, экспы, альбомы, интервью и тд: https://sledopyt1959.mybb.ru/viewtopic.php?id=79

0

16

Саша КАН написал(а):

- на 2.30 минуте

Это перед стоянкой КУКа

0